«Есть Путин - есть Россия. Нет Путина - нет России». Всё правильно. Но в то же время неправильно. Пару недель назад я и сам об этом писал. Тема же висит в воздухе, только формулируется с разных точек по-разному.

Сказать «Россия на волоске» и этот «волосок» - Путин - это одно. И совсем по другому прозвучали слова первого зама главы администрации президента РФ Вячеслава Володина на заседании клуба «Валдай». Россия на волоске долго не провисит - надо срочно принимать меры. А вот штамп от Володина - прямая ассоциация с Людовиком XIV де Бурбоном и приписанной ему фразой «Государство - это я».

То, что в историческую аналогию ткнут пальцем недоброжелатели - не проблема. Проблема, как мне кажется, в «доброжелателях». «Доброжелатели» убеждены, что формула «Есть Путин - есть Россия. Нет Путина - нет России» усиливает сложившуюся систему власти настолько, что можно ничего не менять. Вот и сам Путин сообщил членам клуба, что не видит внутри России серьёзных угроз её экономике. Может быть, он так не думает, просто считает, что по-другому этим людям не скажешь. Но в его словах - самоуспокоенность его окружения.

Что же их так успокоило? Запредельный рейтинг национального лидера? Так разве в рейтинге сегодня заключается главный риск? Риск - во второй части формулы: «Нет Путина - нет России». Слишком многое поставили в прямую зависимость от судьбы одного человека, пусть и очень хорошо охраняемого. А где общественные, государственные и политические институты? Где тот каркас, на котором будет держаться страна, случись, не дай Бог, что-то с главой государства? Их нет. Точнее, есть, но на много ли надежней тех, что рухнули на Украине за считанные недели?

Это сегодня три четверти респондентов «за» Путина, а если будущее поставит вопрос иначе? Например, вы «за» Ходорковского или «за» Сечина? Как россияне ответят на такой или подобный вопросы? А не пошли бы вы все? Ещё шаг и вот вам - большая смута. Россия это уже проходила. И пока еще есть время поискать варианты получше.