Утверждение про каплю никотина, которая убивает лошадь, мы слышали с детства. Похоже, что при позднем социализме это был единственный проникший в массовое сознание довод, призванный побудить отказаться от одной из вредных привычек.

Был ещё штамп «Минздрав предупреждает…», но официальной информации в России традиционно не доверяют. И вот вдруг государство делает крутой поворот в вопросе табакокурения, утвердив в феврале текущего года закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». С 1 июня закон вступил в действие, позже начнутся и административные наказания.

Ноздрей, как при первых царях Романовых, рвать не будут, но со времён, когда Пётр I легализовал в России табак, т. е. за последние 300 лет, новый антитабачный закон, подписанный Путиным, стал одним из самых крупных событий в бытовой жизни страны.

По оценкам Минздрава, в России курит почти 40% населения (это 60-65% мужчин и 20-30% женщин). ВЦИОМ, проводивший соцопрос накануне принятия антитабачного закона в Госдуме, зафиксировал раскол страны почти пополам. «За» принятие закона высказалось 45% опрошенных, 49% были против, считая антитабачный закон слишком жестким и неспособным снизить табакокурение.

По ходу введения новых правил число противников жестких мер, скорее всего, возрастет. Исполнение законов в России всегда было слабым звеном. Европа, откуда привёз моду на табак Пётр I, уже подводит итоги антитабачной политики. Так, например, в журнале «Наука и жизнь» приводятся данные в отношении Франции. Там потребление табака как было в среднем три сигареты в день на одного взрослого француза, так и осталось.

Очевидно, что россияне окажутся недисциплинированней французов. В этой связи вал административных дел нашей полиции обеспечен. Причём вал такой огромный, что, если полиция начнёт исполнять антитабачные нормы слишком рьяно, задвинуть в сторону придётся расследования уже и по реальным правонарушениям и преступлениям. Что делать? Не исполнять?

Написать Сергею Щукину: editorday@ya.ru