Во вторую декаду августа помимо «путча» и «дефолта» я всегда вспоминаю «подарок Волкова». 18 августа 1994 года председатель Совета министров УР Александр Волков, будущий бессменный глава республики, одним росчерком пера отдал госпакет акций ОАО «Удмуртнефть» каким-то прохиндеям.

О своих «мудачествах» президент Удмуртии, понятное дело, вспоминать не любит. Сколько их было только за 20 лет у кормила власти? Но тот случай с акциями «Удмуртнефти» особый. Мне его вспоминать тоже тяжело, поскольку как член президиума Верховного Совета УР и председатель комиссии по природным ресурсам я был там, где обсуждалось это самое дурацкое (и одновременно ужасное) для перспектив Удмуртии решение. Оправдываюсь лишь тем, что я (в то время совсем пацан по сравнению с другими участниками совещания) был единственным, кто вслух и категорично возражал против передачи акций НК «Сиданко». Я даже какое-то время считал, что решение не было принято.

Лишь спустя несколько месяцев, уже сидя без работы и следя за событиями по новостям, мне по старым связям удалось достать копию документа под названием «Соглашение о согласовании условий передачи акций АО «Удмуртнефть» акционерной нефтяной компании «Сиданко». Ни о каких условиях в этом лаконичном соглашении, скреплённом двумя подписями - А.А. Волкова и А.В. Сивака, президента АНК «Сиданко», - не было. Просто тупо отдали акции.

То, что тихой сапой подаренный Волковым пакет акций тянул не меньше чем на миллиард долларов, стало очевидным летом 2007 года после сделки по продаже ОАО «Удмуртнефть» китайской компании «Синопэк». С тех пор новые хозяева удмуртской нефти ежегодно только в качестве дивидендов снимают со счетов нашей бывшей нефтяной компании суммы, равные четверти доходов бюджета Удмуртии.

В последнее время стал замечать, что при наборе слов «президент Удмуртии» часто машинально пропускаю первую букву «п». Потом правлю с «резидента» на «президента». Сейчас подумал, может, это и не ошибка и надо ли исправлять?  

Написать Сергею Щукину: editorday@ya.ru