Первый сигнал о возможной подготовке к уничтожению исторического здания правления «Ижстальзавода» поступил в редакцию в среду, 2 июня, в середине дня. Многомесячная общественная кампания в защиту памятника, незавершенные судебные тяжбы, позиция окружного управления Росохранкультуры, взявшего объект культурного наследия под свою защиту, - все доводы противников разрушения здания постройки XIX века в одночасье перечеркнула блажь одного человека - президент Удмуртии требовал как можно скорей снести «этот сарай».

Сначала тревога могла показаться ложной. Очевидцы сообщили о том, что строители начали окружать здание металлическим забором, подогнали технику и людей. Когда корреспондент «Д» прибыл на место, информация подтвердилась, однако сам памятник трогать пока не собирались. Историческую постройку «всего лишь» лишали коммуникаций: вдоль фасада вырыли траншею, извлекли водопроводные трубы и засыпали все обратно. «Когда сносить будем?» - напрямик спросила корреспондент «Радио Свобода» Надежда Гладыш мужчину, с виду – прораба, ходившего туда-сюда по территории. «Ничего не будем, - как ни в чем не бывало отреагировал он. – Кто это вам такое сказал?» На самом деле, конечно, всю неделю только о том и говорили.

Новости о судьбе здания заводоуправления, в эти дни появлявшиеся буквально каждые несколько часов, не оставляли сомнений – над крышей исторического здания сгустились административные тучи. В довершение ко всему в четверг, 3 июня, две фракции Гордумы Ижевска («Единая Россия» и «Наш город») под патронатом республиканского премьера Юрия Питкевича провели беспрецедентное совместное заседание, внезапно переросшее во «внеочередную сессию». Фактически решение о сносе здания правления «Ижстальзавода» было принято за закрытыми дверями. И уже на следующее утро на ижевском интернет-форуме вновь забили тревогу: в здании заводоуправления ломают окна и отделку внутренних помещений.

На этот раз начальство строительных бригад, задействованных на объекте, не ограничилось обычным враньем. Проникнув за железный забор кружным путем, корреспондент «Д» обнаружил на территории множество людей в форме и начальственные машины с военными номерами. Двери исторического здания были распахнуты, и рабочие непрерывной вереницей выносили наружу какие-то доски, трубы, обломки металлических конструкций. Попытка снять все это на фотокамеру добром не кончилась: рядом со мной немедленно возник молодой лейтенант УССТ №6, который начал закрывать обзор и хватать руками объектив фотокамеры. При этом он требовал немедленно покинуть территорию, время от времени срываясь на крик. Немного поскандалив и сделав несколько кадров, я вышел за ворота с двумя основными выводами: во-первых, разрушители здорово нервничают, во-вторых, уничтожение памятника, скорее всего, запланировано на сегодняшнюю ночь. Об этом мне успел незаметно сообщить один из работников, занятых на стройке.

Тем временем на ижевском интернет-форуме «Марк-ИТТ» происходило что-то невообразимое: трудно припомнить другие случаи такого единодушного возмущения действиями местных чиновников, которым пренебрегать как законом, так и общественным мнением, вообще-то, не впервой. В результате бурной дискуссии было отправлено десятка полтора писем с одинаковым текстом в защиту заводоуправления через сайты президента и председателя Правительства РФ, а также принято решение – всем неравнодушным собраться неподалеку от здания, когда его начнут сносить, и действовать по обстоятельствам.

К вечеру у оцепления вокруг исторической постройки, состоявшего из работников милиции и военных строителей, собралось около тридцати человек. Сперва по дороге, спускающейся к набережной вдоль водосброса плотины, не пропускали никого, но вскоре выяснилась проблема: трудно было отличить тех, кто пришел стать свидетелем разрушения здания, от спешащих на работу заводчан «Ижмаша», которые не могли добраться до своей проходной никаким другим путем. Вероятно, поэтому вскоре внешнее оцепление было снято. Остался лишь последний милицейский рубеж, который не сильно мешал наблюдать за тем, что делается на территории президентской «стройки».

Однако сделать ничего уже было нельзя. На парковке около пристани, откуда собравшиеся горожане фотографировали правление «Ижстальзавода» в окружении экскаваторов и бульдозеров, стояло несколько иномарок с черными номерами – начальник УССТ №6 генерал Курбатов лично приехал руководить процессом. Милиционеры и военные в оцеплении вели себя соответственно, пытаясь пресечь любую «подозрительную» попытку собравшихся залезть повыше, к примеру, на парапет, чтобы облегчить фото- и видеосъемку. Через некоторое время группа ижевчан, включая главного редактора газеты «День» Сергея Щукина и оппозиционного депутата Гордумы Андрея Коновала, воспользовавшись общей неразберихой, обошла оцепление с другой стороны и поднялась на Площадь оружейников – оттуда происходящий вандализм открывался как на ладони.

Огромный гусеничный экскаватор своим ковшом без проблем разрушил северную стену здания и уже было приступил к обвалу фасадной стены, но дальше произошло неожиданное. Накренившись на кирпичных завалах, машина внезапно потеряла опору и под аплодисменты и одобрительные крики наблюдателей легла на левый бок. Высоко поднятая стрела с ковшом уперлась в полуразрушенную кровлю. Это примерно на час приостановило процесс уничтожения объекта. Строители долго суетились вокруг упавшей машины. Сперва попытались вытянуть ее бульдозером, затем, когда это не помогло, подогнали еще один ковшовый экскаватор, который разгреб завалы вокруг вышедшего из строя «собрата». После этого подогнали кран и начали с его помощью демонтировать внутренние перекрытия здания.

К этому моменту по поручению руководителя Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Дмитрия Мусина, проинформированного о начале уничтожения охраняемого государством памятника, на место преступления подъехала главный государственный инспектор управления Мария Крамчанинова. Оказалось, что звонком из Нижнего Новгорода ее «выдернули» на работу прямо с огорода, куда она уехала на выходные. В сопровождении свидетелей - главного редактора «Дня» Сергея Щукина и депутата Гордумы Андрея Коновала - инспектор Росохранкультуры попыталась вручить предписание о приостановлении работ начальнику ФГУП «УССТ №6 при Спецстрое России» Александру Курбатову. Однако перед входом на стройплощадку сотрудники милиции остановили представителя Росохранкультуры. Подошедший к воротам заместитель начальника милиции общественной безопасности Сергей Козлов сообщил, что у него приказ «никого не пропускать в целях безопасности», и удалился. Через решётку было видно, как метрах в сорока от ворот генерал Курбатов лично руководил разрушением здания. «Господин Курбатов, подойдите к воротам, вам вручит предписание представитель федерального ведомства», - громко объявил Андрей Коновал, однако генерал предпочел не реагировать на это сообщение. В этой ситуации главный государственный инспектор Мария Крамчанинова вынуждена была составить акт о целенаправленном разрушении исторического памятника.

Примерно в час ночи зона движения пешеходов мимо здания была окончательно перекрыта милицией с помощью щитов и все свидетели удалены. К утру следующего дня над прудом по-прежнему возвышались южная и часть западной стены, которые строители УССТ №6 сумели уничтожить только к вечеру. Работы по разрушению конструкций двухэтажного здания, построенного в позапрошлом веке, растянулись на целые сутки.

DSC07187.JPG