В связи с реализацией программы капремонта многоквартирных домов в Ижевске назревает новый скандал. Двухмесячное пребывание Удмуртии на «скамейке запасных», когда Госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» отказала республике в федеральном софинансировании из-за нарушений требований 185-го закона РФ, с устранением нарушений закончилось в начале июня. Однако в третью заявку на получение денег фонда, которую в настоящее время Удмуртия намерена защитить в Москве, не попали десятки домов, жители которых сделали все необходимое по закону, чтобы получить помощь государства для приведения своих домов в порядок. Двум десяткам домов власти намерены волюнтаристски сократить перечень работ, финансируемых по программе капремонта.
Сегодня, 25 июня, на сессии ижевской Городской думы предполагается согласовать проект постановления администрации города с длинным названием - «О внесении изменений в Ведомственную муниципальную адресную программу «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования «город Ижевск», на 2009 год». Указанная программа была утверждена чуть более двух месяцев назад, 17 апреля, Постановлением Администрации г. Ижевска № 302.
Разница между двумя этими программами состоит в сокращении перечня мероприятий по капитальному ремонту жилого фонда. Как известно, согласно федеральному закону № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», собственники квартир при условии своего согласия финансировать не менее 5% стоимости работ вправе претендовать на участие в муниципальной программе капремонта жилых домов, которая на оставшиеся 95 (или менее) процентов финансируется из средств федерального центра, региона и муниципалитета. Закон четко определяет перечень мероприятий программы:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации; при необходимости - ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов.
Так вот две последние позиции этого перечня нынешними поправками в муниципальную программу предлагается выбросить. Из 309 домов, которые попали в программу на 2009 год, эти мероприятия (ремонт подвалов и фасадов) предполагали провести два с лишним десятка домов, и почти все они – 21 дом - должны быть подвергнуты указанному «секвестру». Совершенно очевидно, что, если администрация города, пусть и с согласования Городской думы, в одностороннем порядке урежет работы по приведению этих домов в порядок, тем самым будут нарушены имущественные права граждан - собственников жилья в данных домах - и законность нового варианта не только ижевской муниципальной программы, но и всей региональной заявки в федеральный фонд, окажется под сомнением.
На вопрос о мотивах столь рискованного, на мой взгляд, пересмотра программы, заданный на заседании комиссии Гордумы по местному самоуправлению и местной политике, начальник городского управления ЖКХ Иван Маринин ответил, что это вызвано необходимостью корректировки доли Ижевска в том лимите средств, который предусмотрен федеральным центром в отношении Удмуртии. Многие муниципальные образования республики не спешили с подготовкой заявок, и в ситуации, когда жители Ижевска стали активно голосовать за участие в программе капремонта, произошло перераспределение лимитов в пользу столицы Удмуртии, отразившееся в «апрельском» варианте муниципальной программы. Впоследствии ситуация несколько изменилась, и руководство республики рекомендовало Ижевску скорректировать финансовый объем программы в сторону уменьшения. «У нас и так превышение первоначально запланированного лимита на порядка 400 млн рублей, - сказал Иван Маринин, - а сейчас нам предлагают подсократить нашу заявку всего примерно на 40 млн рублей ».
Действительно, при почти миллиардной стоимости (953 347,3 тыс. руб. - по 302-му постановлению, 910 645,2 тыс. руб. – по нынешнему проекту) предлагаемая корректировка выглядит не столь значительной. Тем не менее для жителей конкретных домов, в отношении которых эта операция производится, картина выглядит далеко не столь радужной. «Обрезание» программы произвели по чисто формальному признаку – по видам работ, которые показались городскому начальству в общем контексте менее значимыми. Однако что может на самом деле скрываться за сухими строчками документов, показывает пример дома по адресу: городок Строителей, 65, жители которого обратились в Совет домовых комитетов г. Ижевска за помощью. «У нас дом буквально разваливается, - говорит полномочный представитель собственников жилья Галина Волкова. - В районе седьмого подъезда идет сквозная трещина стены дома со второго по пятый этаж. Причем она постоянно увеличивается, в районе пятого этажа достигает уже 10 см. Сейчас такие же трещины пошли во втором и восьмом подъездах. Люди у себя в квартирах и в подъездах пытаются замазать своими силами эти щели, заштукатурить, но ничего не помогает – трещины идут снова. Такая беда уже более десяти лет. Управляющая организация - ГЖУ г.Ижевска - в течение всего этого времени отказывалась исправлять, ссылаясь на то, что это очень дорого и у нее нет таких средств. Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо усиление подошвы всего фундамента дома и усиление кирпичных стен. Поэтому мы и приняли решение участвовать в программе по всем видам работ, кроме ремонта лифтов (у нас их нет). И теперь, не спросив и даже не поставив нас официально в известность, городские чиновники исключают самые важные работы по нашему дому».
Очевидно, что если у федерального закона №185 есть какой-то стратегический смысл, предполагающий решение основных системных проблем жилищно-коммунального хозяйства страны, то 65-й дом в городке Строителей в первую очередь должен попасть в предусмотренную законом программу. Это именно та ситуация, когда жилое здание имеет такие проблемы, которые в принципе не решаемы жителями самостоятельно, и здесь требуется помощь государства. Если, конечно, мы не хотим потом решать проблему силами МЧС. И беспечно-формалистский подход, который в данном случае в очередной раз продемонстрировала наша городская администрация, здесь просто непростителен. В настоящее время жители 65-го дома готовят обращение в прокуратуру с протестом против планов такой корректировки муниципальной программы капремонта.
Полномочным представителем собственников другого ижевского дома (ул. Удмуртская, 247 в) Алевтиной Ивасивой аналогичный запрос в прокуратуру был направлен еще три дня назад. Ситуация с этим домом вообще выглядит анекдотической. Летом прошлого года жители этого дома, за 42 года эксплуатации ни разу не ремонтировавшегося, выиграли при методической помощи Совета домовых комитетов г.Ижевска суд с ГЖУ по капремонту здания. Суд обязал ГЖУ заменить системы ХВС, ГВС и канализации, выполнить капремонт сетей электроснабжения в местах общего пользования и всех подъездов. При этом при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении ГЖУ, субсидиарная ответственность была возложена судом на Администрацию г. Ижевска. Однако за прошедший год ни один пункт решения не был исполнен. Стремясь ускорить капремонт, жители согласились даже вложить 5% собственных средств и приняли решение об участии в адресной программе, согласно Федеральному закону от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ. Общее собрание проголосовало как за те работы, которые были предусмотрены решением суда, так и другие, также предусмотренные 185-м законом. В программу, утвержденную постановлением Администрации г.Ижевска, дом вошел, но почему-то без ремонта подвального помещения и системы электроснабжения. Новые, вносимые сейчас в Гордуму, поправки также сокращают перечень работ по дому.
«Считаем исключение из перечня работ федеральной адресной программы мероприятий по капремонту дома без согласования с собственниками многоквартирного дома грубым нарушением прав граждан, предусмотренных федеральным законодательством», - говорится в заявлении Алевтины Ивасивой на имя прокурора Удмуртской Республики Сергея Панова.
В связи с этим жители просят прокуратуру:
1) провести проверку законности вносимого на согласование в Городскую думу г.Ижевска проекта постановления администрации города «О внесении изменений в Ведомственную муниципальную адресную программу «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования «город Ижевск», на 2009 год»;
2) оказать правовую поддержку во включении в указанную программу тех работ по дому №247 в, которые были, в соответствии с законом №185-ФЗ, определены решением общего собрания собственников (мероприятия по ремонту подвального помещения и электроснабжения), но по неизвестной причине не вошли в программу.
Следует также отметить, что согласно проведенному в течение двух последних месяцев анализу обращений жилищных активистов в Совет домовых комитетов г.Ижевска порядка 30 домов, жители которых активно пытались в течение полутора лет войти в программу капитального ремонта и совершали все предусмотренные 185-м законом процедуры, ни в саму программу, ни в прилагающийся к ней резервный список так и не попали. Это при том, что объемы федерального финансирования программы в Удмуртии теоретически уже исчерпаны. Подробнее об этой проблеме в следующем выпуске «Д».