Удмуртские власти намерены культивировать «удмуртскость» и наконец заговорили о социальной деградации сельских территорий республики

фото Две трети населения Удмуртии не ощущают, что живут в национальной республике, а массовая ликвидация хозяйств за 15 лет правления президента Волкова привела к тому, что село не имеет средств для поддержания и улучшения жизни в объемах, позволяющих создавать и содержать семьи, ремонтировать и строить жилье. Об этих проблемах говорили утром в понедельник, 12 января, на аппаратном совещании в резиденции президента Удмуртии.

То ли по причине необычной для такого рода мероприятий остроты вопросов, то ли из-за долгих праздников на совещании почти не было республиканских СМИ, даже официальных. Названия основных докладов, которые зачитали министр национальной политики Владимир Завалин и уполномоченный по правам человека в республике Михаил Кокорин, звучали тоже необычно для стен резиденции: «Этническая составляющая бизнес-проектов и имиджа Удмуртской Республики» и «Социальные последствия исполнения федерального законодательства по банкротству сельскохозяйственных организаций и пути минимизации нарушения прав сельских жителей».
Итоги опроса населения, показавшие слабое осознание национальной специфики территории проживания, свидетельствуют о том, что 450-летие «добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства», которым была пропитана политическая жизнь республики на протяжении последних двух лет, так и осталось праздником исключительно местной бюрократии. Причем не имеющей четкой национальной идентификации. Формальность удмуртского юбилея была заложена уже в его названии, которое специалисты сразу посчитали юридически неграмотным и не соответствующим реальным историческим событиям. Подписанный уже в новом году 13 января Указ Президента РФ «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» звучит, безусловно, более политкорректно и правдоподобно.
Сегодня Министерство национальной политики Удмуртии предлагает начать создавать «этнический бренд», который, по мнению руководителя ведомства Владимира Завалина, «является двусторонним ресурсом, работающим как на продвижение Удмуртской Республики, так и развитие национальной культуры и самосознания её населения».
«Удмуртия могла бы более смело включать в свой имиджевый портрет и этнокультурный, исторический элемент, что сделало бы её более узнаваемой и привлекательной», – считает министр Завалин. С этой целью в ближайшее время планируется сделать «удмуртскость» частью пропаганды как в административной сфере, так и при продвижении бизнес-проектов.
Доклад уполномоченного по правам человека в Удмуртии Михаила Кокорина тоже имел прямое отношение к национальному вопросу, так как касался ситуации на селе, где удмуртское население преобладает.
По словам докладчика, массовая ликвидация сельскохозяйственных предприятий равносильна ликвидации соответствующих населённых пунктов, исчезновению сельского хозяйства, среды обитания сельского населения и национальных традиций. Видимо, эти очевидные истины звучали так необычно в зале резиденции президента Удмуртии, что Александр Волков был вынужден подчеркнуть, что «прозвучавший доклад не критика, а обозначение существующей проблемы, которая требует безотлагательного решения».
В свою очередь уполномоченный Михаил Кокорин сделал акцент на том, что проблема массового банкротства сельхозпредприятий на территории Удмуртии была создана благодаря реализации «федерального законодательства», а сохранение «высоких показателей» в сельском хозяйстве достигнуто исключительно «благодаря постоянной заботе о нём со стороны президента Волкова, Правительства и Государственного Совета Удмуртии». На этой оптимистичной ноте только что озвученные проблемы как-то сразу потеряли свою остроту. Все-таки сохранить «имиджевый портрет» важнее…