Прошедший во вторник, 22 января, Координационный совет по содействию занятости населения при Администрации города под председательством заместителя главы Сергея Протозанова, был посвящен двум ижмашевским предприятиям – ИжМото и Оружейному заводу.

 

По поводу первого председательствующий метко бросил реплику по ходу выступления директора ИжМото Виктора Копытцева, что именно ему выпала историческая миссия «закрытия» главного «бренда» Ижевска – мотоциклетного производства. На что сам Копытцев пытался вяло возражать – мол, его неправильно поняли, что производство не закрывается, а «консервируется».

Все дальнейшие вопросы докладчику сводились к уточнению процедуры сокращения: выплатят ли задолженность и выходное пособие, не обидят ли молодых, пожилых и одиноких матерей; как будет строиться работа по информированию о наличии вакансий для увольняемых и по переобучению для уволенных и т.д.

Директор ИжМото в своем сообщении ограничился скупыми цифрами: из 476 уведомленных четверо нашли себе работу уже в прошлом году, 22 человека за текущий январь. Все они ушли «по соглашению сторон», получив полный расчет по зарплате и 2-месячное выходное пособие. Порядка 100 человек надеются трудоустроить на станкострое и оружейном производствах. И около 50 человек обещал устроить Ижмаш-холдинг. Труднее всего с пенсионерами, их 110 человек («но они ведь получают пенсию!»). В предпенсионном возрасте (58 для мужчин, 53 для женщин) 86 человек. Их надеются проводить на заслуженный отдых, однако нынешнее законодательство возлагает бремя выплаты досрочной пенсий на бывшего работодателя. Здесь пауза. Делается всё, - говорит Виктор Копытцев, - чтобы смягчить процесс высвобождения. Например, в рабочее время в течение 4 оплачиваемых часов в неделю увольняемым работникам разрешено посещать предприятия, куда они смогут трудоустроиться.  

Хочу отметить любопытный ответ Копытцева на вопрос коллеги-журналистки о том, откуда возьмутся средства на все выплаты? Директор, не моргнув глазом, сказал: от продажи имущественного комплекса. Цитата: «Около 300 тысяч кв. метров было у мотоциклетного завода, когда выпускали 390 тысяч мотоциклов. Сейчас производство сократилось до 50 тысяч, Понятно, уменьшилось число занятых на нем: с 10 тысяч до 476. Излишки имущественного комплекса продадут, часть вырученных от продажи средств направят на погашение всех необходимых выплат». Без комментариев.

Резко выступили в ходе Совета только руководитель Государственной инспекции труда в УР (федеральный орган надзора и контроля) Троянский и председатель рескома профсоюза оборонных предприятий Григорий Черных. Первый грозил прокуратурой, если хоть одного человека уволят без полной выплаты положенных денег (долги по зарплате плюс выходное в полном размере), а также напомнил, что нынешний Трудовой кодекс не содержит термина «высвобождение», поэтому надо так и писать – «увольнение в связи с сокращением или ликвидацией».

Григорий Черных в принципе возражал против закрытия предприятия, утверждая, что оно далеко не столь бесперспективное, как это пытаются представить его топ-менеджеры. Есть заказы, есть сбыт, есть спрос на продукцию. «Работать надо над движком, но это потребует не таких больших денег, как закрытие предприятия». Председательствующий по поводу выступления Черных посоветовал всё это сказать Гродецкому.