Уже в течение месяца в адрес ЦБ и его руководства нередко звучит критика в слишком жестком, а иногда и предвзятом отношении к банкам. Тиражируются тезисы печально известных писем банкира Френкеля, обвиняемого в организации убийства первого заместителя председателя ЦБ Андрей Козлова. На их основании делается вывод о необходимости «изъять лицензию» у ЦБ на осуществление банковского надзора.

Нужен ли вообще банковский надзор как гарантия прозрачности и законопослушности банкиров и безопасности вкладов простых россиян?

По закону, функции банковского надзора в России осуществляет Центробанк, глава которого С.Игнатьев на недавнем съезде Ассоциации российских банков вновь вернулся к вопросу о качестве банковского надзора, исполняемого его ведомством. Озвученные им планы грядущей перестройки работы ЦБ подтвердили, что «экстремалам» от банковского сообщества не стоит ожидать лояльности Банка России. При этом Центробанк не намерен менять своих правил игры: за пять лет не было возбуждено ни одного дела по обвинению сотрудников ЦБ в коррупции.

Сергей Игнатьев считает, что выведение банковского надзора из полномочий ЦБ приведет к очень сомнительным выгодам для страны. По его словам, ЦБ лишает банков лицензии на осуществление банковской деятельности только в тех случаях, когда подавляющая часть операций, проводимых банком, представляет собой фиктивные операции, проще говоря, основные жертвы «центробанковского произвола» - банки-прачечные, которые занимались отмыванием денег. Они же, получается, и активные противники надзора со стороны ЦБ…

Любопытно, что некоторые обозреватели, абстрагируясь от конкретных обвинений в адрес Центробанка, вообще говорят о том, что дело даже не в «обиженных» банках, а в желании непрозрачного бизнеса и полукриминальных структур контролировать сам Центробанк, являющийся по закону независимым публично-правовым институтом. А самое главное – контролировать через него, точнее, через своих людей в ЦБ, все банковское сообщество. Не исключено, что именно в силу этого естественное состояние противоречий между коммерческими банками и ЦБ стало предметом публичного торга.

Действительно, претензии к работе ЦБ на сегодняшний день звучат крайне противоречиво. С одной стороны, апеллируя к явным и неявным недостаткам существующей системы банковского надзора, от Госдумы требуют изменить законодательство и лишить ЦБ права надзирать за банками вообще. С другой стороны, ЦБ обвиняют в недостаточно жестком надзоре и требуют поменять людей, надзор осуществляющий.

Это, конечно, не значит, что в работе ЦБ нет недочетов, но над этим существует жесткий контроль. Так, уже в ближайшее время будет расширен состав комитета банковского надзора (КБН) ЦБ за счет представителей госструктур - Агентства по страхованию вкладов, «Росфинмониторинга» и Федеральной службы по финансовым рынкам. То есть, тех ведомств, которые и без того работают с банками, в том числе и в экстремальных случаях. Возможно, их участие в работе комитета может помочь эти самые случаи предотвратить. Еще одним нововведением ЦБ может стать разделение банковского надзора и регулирования. Это поможет в будущем окончательно избавить ЦБ от каких-либо потенциальных подозрений.

В предвыборный год, надо признать, возможны любые подозрения и предположения. Но важно иметь в виду, что в отличие от компаний и концернов Центральные банки большинства стран во многом строят свою работу на безупречном имидже своих руководителей – людей авторитетных и известных в финансовых кругах. К их числу, без всякого сомнения, принадлежит С.Игнатьев. Да, и разваливать финансовую систему в переходный период, по меньшей мере, недальновидно.

По сообщениям Минфина РФ.