Кредиты как повседневное явление в нашей российской реалии появились не так давно. Постепенно мы все, потребители, привыкли и стали пользоваться кредитами. А кредиторы, в свою очередь, привыкли и стали пользоваться нами.

 

Главная идея кредитования - вы должны быть аккуратным плательщиком и вовремя платить по счетам. Так складывается ваша кредитная история, которая и потянется за вами хвостом, давая зеленый свет следующим кредитам, когда вам понадобятся деньги, или, напротив, блокируя их.

Однако существуют и другие кредитные истории, глобальнее, масштабнее – кредитные истории банков. Они складываются из маленьких кредитных историй людей, которые, воспользовавшись как-то доверием такого банка, и доверяя банку, попали в кредитную историю.

 

Когда банк не хочет денег, маленьких

 

Дочь Александра Лаптева два года назад решила приобрести в кредит холодильник. Выбрав понравившийся, оформила кредит в одном из магазинов сети «Ваш Дом» и увезла холодильник домой. Кредит оформлялся через банк «Русский стандарт». Благополучно расплатившись с кредитом, женщина забыла о своей кредитной истории. Но ей напомнили. На домашний телефон поступил звонок, и, поздравив женщину с тем, что она образцовый плательщик, приятный голос из трубки сообщил, что именно поэтому в банке «Русский стандарт» на ее имя открыт лицевой счет и предоставлена сумма в 50 тысяч рублей, которой она и может воспользоваться в любое время по своему усмотрению. Услуга «Кредитная карта» показалась очень приятной и своевременной.

Никаких документов и договоров подписывать не требовалось, чтобы воспользоваться деньгами, необходимо было лишь выразить свое согласие по телефону. Однако, видимо, для того, чтобы не усложнять клиентам жизнь и не забивать им голову лишней информацией, об условиях пользования кредитной картой также ничего не сообщалось. Все, что доносили до потребителя услуги, – ему предоставляют деньги.  «Кредитка» пришла по почте.

Как объяснили позднее Александру Лаптеву кредитную карточку его дочь активировала, как только сняла с нее первые деньги. Деньги были потрачены, наступил момент выплаты кредита. Выплачивать деньги по кредиту банк предложил следующим образом – по 2 тысячи рублей ежемесячно, вплоть до погашения кредита. Добросовестно выплачивая каждый месяц 2 тысячи рублей, за два года женщина выплатила все 50 тысяч. И тут неожиданно выяснилось, что клиенту забыли сообщить о том, что из двух тысяч, вносимых ежемесячно на счет для погашения кредита, той самой суммы в 50 тысяч рублей, будет уходить только 250 рублей. Остаток суммы – 1 тысяча 750 рублей - получал банк, 950 рублей - за обслуживание кредитной карты плюс проценты по кредиту. Таким образом, разложив кредитную сумму дочери по системе, предложенной банком, - 2 тысячи платеж, 250 рублей – платеж по кредиту, Александр Антипович получил реальную сумму долга перед банком - 450 тысяч рублей и реальные сроки выплат - около 9 лет.

В настоящий момент дочь Александра Лаптева находится за пределами страны, и родители попытались предложить банку выплатить проценты по кредиту в два этапа, 25 тысяч рублей единовременно и еще такую же сумму позднее, то есть полностью развязаться со всеми долгами. «Русский стандарт» такая перспектива не устроила. «Дочь выплатила всю сумму кредита и согласна была выплатить проценты за пользование кредитом, но проблема в том, что банку «Русский стандарт», оказывается, не выгодно просто получить проценты с кредита. Гораздо удобнее получать с плательщика по 2 тысячи, списывая лишь 10% от этой суммы», - говорит Александр Лаптев.

Все больше и больше

Последний раз взнос по кредиту семья Лаптевых делала  в июле. Но после отказа банка погасить проценты единовременными выплатами выдавать банку по 2 тысячи ежемесячно прекратили. Такая ситуация не устроила «Русский стандарт», из банка начали поступать звонки. Александру Антиповичу сообщили, что банк идет клиентам навстречу, и в случае задержки платежа первый месяц пени не начисляются, но начиная со второго месяца за просрочку платежа начисляется штраф – 300 рублей, и так по нарастающей, через месяц штраф составит уже 2 тыс. рублей, еще через месяц штраф возрастает до 4-х тысяч. И так до бесконечности.

С подобной ситуацией столкнулась еще одна ижевчанка. Женщина некоторое время не вносила деньги за пользование кредитом, решив заплатить сразу крупную сумму. Заплатила. И тут выяснилось, что, кроме кредита, у нее еще «накапало» 54 тысячи рублей долга. «Как так, я только что отдала 14 тысяч, откуда могут быть такие суммы», - возмутилась заемщица. «А вот так, - ответили в банке, -  у вас штраф за просроченный платеж». После такого ответа не оставалось ничего, кроме как обратиться в суд.

Угрозы штрафа не единственный метод воздействия банка на своих клиентов, по словам членов семьи Лаптевых на их домашний телефон поступали звонки от некой службы, пытавшейся выколачивать с них деньги. «Наша дочь не знала ни условий пользования кредитной картой, не была ознакомлена с договором, - возмущены Лаптевы, - единственные документы, которые она заполняла, были документы на оформление кредита на холодильник». Оказалось, что, оформляя кредит на холодильник, женщина подмахнула и пункт согласия на оформление кредитки, а также якобы признала, что с условиями пользования картой ознакомлена.

Не конец истории

Эта история не единственная не только в республике, но и по стране. В результате многочисленных обращений граждан о нарушениях их прав при заключении договоров потребительского кредитования с ЗАО «Банк Русский Стандарт» Федеральная антимонопольная служба РФ в июне 2007 года провела проверку банка. Граждане жаловались, что полная и достоверная информация об услуге «Кредитная карта» и последствиях ее заключения до потребителя не доводится, а реальная процентная ставка за пользование кредитом оказывается в несколько раз выше заявленной. На потребителя возлагается обязанность по открытию банковского счета, за обслуживание которого взимаются дополнительные платежи, вводятся штрафные санкции за пропуск очередного платежа по погашению кредита, комиссия за кассовое обслуживание и т. д.

После проверки Генеральная прокуратура РФ пришла к мнению, что все это приводит к возникновению у потребителя значительных задолженностей, и «Русский стандарт» изменил условия по кредитным картам: были отменены ежемесячные комиссии за использование карты и снижены проценты по выплатам.

Но данные изменения распространяются только на новых клиентов, а не тех, кто попался на удочку банка раньше.

В удмуртском филиале банка «Русский стандарт» комментировать данную историю отказались,  объяснив это тем, что давать какую-либо информацию они не уполномочены. В нашем филиале отсутствует даже местный номер, по которому население может контактировать с ним. «Всю информацию можно получить только в едином информационном центре в Москве», - объяснили сотрудники банка. Единственная информация, которой мог поделиться филиал, касалась непосредственно услуги «Кредитная карта», причем отвечать на вопрос о произошедших изменениях   после проверки Генпрокуратурой в «Русском стандарте» также отказались, сославшись на то, что как клиента и заемщика корреспондента «Д» это интересовать не может. И напоследок прозвучала просьба не упоминать в статье ни должностей, ни фамилий сотрудников, с которыми общался «Д». В «Русском стандарте» с этим строго.