Госдума в среду приняла в первом чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие ужесточение максимального наказания за нарушение авторских и смежных прав.

Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или с использованием служебного положения, то они будут лишаться свободы на срок 6 лет. До сих пор наказание было ограничено 5 годами.

Такой же срок будет присуждаться в случае незаконного использования товарного знака, то есть распространения так называемой контрафактной продукции, - с выплатой штрафа до 500 тыс. рублей, сообщает ИТАР-ТАСС.

Кроме того, предлагается перевести данные преступления в категорию тяжких, вместо действующей сейчас для них категории средней тяжести.
20 сентября 2006 15:23 | NEWSru.com
 
Задачка для пиратов

Сегодня депутаты одобрят в первом чтении IV часть Гражданского кодекса (ГК), заменяющую все законы об интеллектуальной собственности и вызывающую ужас у правообладателей и юристов. Ко второму чтению будут внесены “сотни и сотни” поправок, обещают эксперты. Авторы новой части ГК тоже не дремлют: они обещают включить в кодекс еще одну главу, которая позволит любому человеку запрещать публикацию своих фотографий — вплоть до ареста тиража издания, нарушившего эту норму.


IV часть ГК заменит, в частности, законы об авторском праве, о патентах, товарных знаках, о правовой охране программ для ЭВМ. Законопроект готовили около 10 лет, а в Госдуму президент Владимир Путин внес его в июле 2006 г. Законопроект вызвал крайне негативную реакцию у отраслевых организаций правообладателей.

“Ценность IV части ГК заключается в установлении принципиальных правил регулирования всей совокупности интеллектуальной собственности”, — говорил в июне первый зампред правительства Дмитрий Медведев. Сегодня он будет защищать законопроект в парламенте. “Прогнозы нормальные — надеюсь, все пройдет без эксцессов”, — говорит Павел Крашенинников, председатель думского комитета по гражданскому законодательству. Фракция “Единой России” президентский законопроект одобрила, совет Госдумы возложил основную работу по его продвижению на комитет Крашенинникова, а вспомогательную — на комитеты по экономической политике и по культуре. Кроме Медведева о IV части ГК депутатам расскажет советник президента, глава группы разработчиков проекта Вениамин Яковлев и соавтор документа Александр Маковский.

Новая часть ГК сильно ударит по правообладателям — их отношения с авторами предельно запутываются, сетует Дмитрий Соколов, руководитель некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов. Например, если создается компьютерная игра, компании, которая ее выпускает, придется дополнительно заключать соглашения о переходе имущественных прав с авторами музыки или обучающего пособия к игре, даже если это штатные сотрудники. “Положение крупных компаний, инвестирующих в разработку программ, сильно ухудшится”, — соглашается Сергей Говядинов, руководитель юридического отдела “Интел” в России.

Правообладатели могут лишиться и возможности выкупа авторских прав на весь срок их действия, продолжает Соколов. По законопроекту, если права выкуплены, но не используются, авторы смогут требовать расторжения договора. “Это изменение сложившейся бизнес-практики”, — возмущается Соколов. Во всей IV части баланс интересов сильно смещен в сторону автора, но ведь в современном мире результаты их творчества вводятся в оборот компаниями, а проект этого не учитывает, считает Соколов. Яковлев уверяет, что авторы хотели обеспечить баланс интересов авторов, потребителей и инвесторов. Иначе инвесторы с помощью денег попытаются получить заведомое преимущество над остальными, объясняет он.

В мире практически нет стран, где доменные имена, как в проекте IV части ГК, были бы отнесены к объектам интеллектуальной собственности, замечает директор по правовым вопросам Microsoft в России Михаил Якушев. “Это все равно что вводить собственность на телефонные номера или почтовые адреса”, — говорит Якушев, поддерживая идею полностью исключить из проекта эту главу. В доменных именах проект запрещает использовать товарные знаки и фирменные наименования, говорится в юридическом заключении координационного центра национального домена RU, РосНИИРОС и RU-Center. Но проверка регистратором доменного имени на наличие этих объектов потребует огромных материальных затрат, времени и приведет к потере привлекательности Рунета — в этой зоне просто не будут регистрировать сайты, пишут юристы. Новая глава ГК не запрещает форму коллективного управления правами — уловку, которой пользуются российские интернет-магазины типа Allofmp3.com, возмущается Александр Менн, председатель совета директоров концерна “Союз”.

Председатель думского комитета по экономполитике Валерий Драганов предупреждает, что одномоментное прекращение действия нынешних законов приведет к правовому вакууму. Заново придется обучать милиционеров, занимающихся борьбой с пиратством, и выстраивать судебную практику, сокрушается гендиректор ABYY Сергей Андреев. “Мы только-только создали практику защиты авторских прав, а теперь она будет разрушена”, — говорит Петр Шелищ, президент Союза участников потребительского рынка. Драганов полагает, что в ГК не должно быть сверхвысокой детализации положений — в нем должны содержаться только общие принципы. “Нам непонятно, зачем проводить революционную замену всех законов, какая идея стоит за этим радикальным изменением”, — пишут юристы “Лаборатории Касперского”, тоже считающие, что в кодексе должны быть только общие положения.

В заключении комитета Драганова приводится много примеров противоречий новой главы ГК международным соглашениям, к которым присоединилась Россия. В проекте вводятся неизвестные мировому праву термины “результат исполнения” вместо “исполнения” произведения и “содержание базы данных” вместо просто “базы данных”, добавляет Григорий Томчин, президент Фонда поддержки законодательных инициатив. Яковлев вчера рассказал, что на переговорах по ВТО США заявили, что эта часть ГК помешает США согласиться на вступление России. Но сам он уверен, что противоречий с международными нормами в законопроекте нет. Драганов обещает, что ко второму чтению будут подготовлены “сотни и сотни” поправок.


СМИ БЕЗ ЛИЦ

Вениамин Яковлев хочет защитить звезд от назойливых папарацци. Он намерен дополнить ГК поправкой, которая запрещает публикацию произведений изобразительного искусства (включая фотографии) без согласия человека, который на них изображен. Даже если, например, Алла Пугачева сфотографирована в публичном месте, она получит право запретить выпуск тиража, объясняет Яковлев. По его словам, это дополнение готовится по просьбе Путина, который откликнулся на обращение деятелей культуры, просивших защитить их личную жизнь от вмешательства СМИ. Письмо Путину подписали 30 деятелей культуры, включая Пугачеву, Александра Абдулова, Олега Янковского, Андрея Макаревича: “Мы просим в срочном порядке разработать и внести уточнения в законодательство, которые были бы направлены на усиление охраны и возможность гарантированной защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан”. Их поддержала сенатор Людмила Нарусова, обещавшая, что штрафы будут зависеть от доходов СМИ. “Юристы пошли дальше, чем их просили, и пришли к полному абсурду, — возмущается Тимур Мардер, главред газеты "Твой день" (а ранее — "Жизнь"). — СМИ будут выходить без фотографий, а звезды будут завалены письмами со всей страны [с просьбой разрешить публикацию фото]”. Это полный запрет на бизнес, говорит Мардер, полагающий, что личное пространство звезд хорошо защищают и действующие законы.

Источник http://www.vedomosti.ru

Постоянный адрес новости http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/09/20/112858