В нашей школе учащиеся приобретают много бесполезных сведений и утрачивают умственную и физическую энергию", - сочувствовал школярам XVIII века старик Гете. Интересно, что бы он сказал о школе XXI века? Психологи констатируют, что после летних каникул детям любого возраста очень трудно возвращаться к школьным будням.

Целых три месяца ребенок отдыхал, спал, сколько хотел, гулял, когда хотел, и вот ему снова приходится вставать ни свет ни заря, жить по расписанию и учиться, учиться, учиться.. Чем родители могут помочь своему чаду в стрессовой ситуации?

Все ушли в школу

- В начале учебного года труднее всего приходится первоклассникам, ведь их жизнь после 1 сентября меняется полностью, - говорит преподаватель кафедры психологии ТГГПУ Элла Совитова. - Первоклассник в школе попадает в совершенно новые для себя условия, встречается с новыми детьми, с новыми, чужими взрослыми, сталкивается с новыми требованиями. В этом смысле адаптация легче проходит у детей, которые окончили подготовительные курсы при школах, успели познакомиться с будущими одноклассниками, учителями... И все же трудности и огорчения в жизни любого первоклашки неизбежны, поэтому родители должны быть в постоянном контакте с ребенком, больше разговаривать с ним, обсуждать, что с ним произошло за день в школе, что ему там понравилось, а что не очень. Если ребенок расскажет вам о какой-нибудь своей неудаче, обиде, вы не должны драматизировать ситуацию, наоборот, постарайтесь ее сгладить. Расскажите ребенку какую-нибудь историю из своей школьной жизни на тему "А со мной был случай еще хуже!", присочините что-нибудь и вместе посмейтесь над ситуацией. В период адаптации ребенка к школе родителям позволяется дать слабину и уступить желаниям своего чада. К примеру, если ваш малыш любит сладкое, побалуйте его лишней шоколадкой.

- А стоит ли родителям идти на поводу у школьников-подростков, которые не просят, а требуют материальное вознаграждение за свои успехи в учебе? Сегодня товарно-денежные отношения, когда родители платят детям за пятерки, практикуются во многих семьях.

- Материальное поощрение ребенка возможно, однако поощрять нужно грамотно. Товарно-денежные отношения в чистом виде недопустимы, их нужно переносить в сферу межличностных отношений. К примеру, в начале года родители заключают с ребенком договор - он весь год хорошо учится плюс делает уборку в квартире, а у них тогда освобождается время для того, чтобы побольше поработать и купить ему велосипед. В конце 1-й четверти семья подводит первые итоги - кто насколько выполнил условия договора. Таким образом, велосипед становится не самоцелью, а воспринимается как следствие совместного успеха родителей и ребенка. Родителям следует помнить, что за материальными требованиями ребенка всегда стоит эмоциональный голод. Не стоит заменять любовь деньгами и подарками.

- Школьники среднего возраста нередко огорчают родителей тем, что учеба перестает их интересовать, у них появляются другие интересы, некоторые даже начинают прогуливать школу.

- В подростковом возрасте ребенок проявляется как личность, и вполне естественно, что у этой личности уже есть определенный круг увлечений. Именно в мире увлечений подросток находит отдушину и черпает ресурсы для не всегда интересной учебы, поэтому он обязательно должен иметь доступ к тому, что ему действительно интересно. Однако здесь важно соблюсти иерархию и решить, что первично. Ресурсы - не для того, чтобы удирать из-за них из школы, а, наоборот, для того, чтобы улучшить ситуацию в школе! Если сын увлекается плаванием, но от постоянных тренировок начинает страдать учеба, родители вправе вмешаться в ситуацию. Но при этом они должны вместе с сыном решить, что для него важнее - спорт или учеба.

- Для выпускников предстоящий год, пожалуй, не менее трудный, чем для первоклашек, - пора определяться с выбором профессии и усиленно готовиться к поступлению.

- Если старшеклассник точно знает, чего он хочет, то двигаться к намеченной цели ему достаточно легко. Проблема возникает тогда, когда представления родителей и детей о будущем не совпадают: сын хочет стать артистом, а родители видят его юристом. Ни в коем случае нельзя отвергать выбор ребенка огульно! Даже если вы с ним не согласны, ищите разумные аргументы и налаживайте диалог. Впрочем, в 16 - 17 лет многие дети еще сами не знают, чего они хотят от жизни, и не могут решить, куда же им все-таки пойти учиться. И это вполне нормально, четкие социальные приоритеты формируются у человека лишь к 19 - 20 годам. В таком случае родители должны помочь школьнику сориентироваться и сделать максимально правильный выбор. Но опять-таки без давления. Не давите на своих детей!

Источник http://allrussia.ru