Уже сама по себе эта новость позволяла предполагать, что, несмотря на широко разрекламированный в декабре прошлого года контракт с Ираном, на заводе все остается без изменений. Косвенным подтверждением тому стала статья «Торы» войну не остановят», опубликованная в газете «Ведомости» 18 апреля. В ней утверждалось, что «обострение ситуации вокруг ядерной программы Ирана может поставить под угрозу поставки в эту страну российских зенитно-ракетных комплексов “Тор М-1”. Наблюдатели считают, что под давлением США Россия может отказаться от этой сделки, и уже говорят о том, что ее выполнение приторможено».

Былой флагман удмуртской оборонки ИЭМЗ «Купол», ныне пребывающий в полуобморочном состоянии, на минувшей неделе стал пересечением сразу нескольких разноплановых слухов и новостей. Во-первых, 17 апреля на сайте концерна ПВО «Алмаз-Антей» было размещено сообщение о том, что еще 29 марта на очередном заседании Совета директоров ОАО «ИЭМЗ «Купол» был продлен на три года контракт с генеральным директором предприятия Сергеем Васильевым.
Реакция российских официальных лиц на это сообщение последовала практически незамедлительно. Уже в конце прошлой недели о том, что Россия выполнит свои обязательства по поставкам военной техники Ирану, заявил начальник Генштаба ВС России Юрий Балуевский. Сделано это было подчеркнуто показательно (сразу после окончания переговоров с Верховным главнокомандующим Объединенными Вооруженными силами НАТО в Европе Джеймсом Джонсом). Тем не менее, даже в словах высокопоставленного военного, прямо не ответственного и не влияющего на стратегию и тактику российской внешней политики, содержалась возможность позиционного маневра. Так, Балуевский заявил, что «поставляемая техника не является оружием стратегического назначения и рано или поздно, под контролем соответствующих организаций, она будет передана в Иран». С тем, что вопрос поставок ТОРов Ирану является чисто политическим, согласны практически все комментаторы. «Ведомости» процитировали эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, который заявил, что сделку с Ираном может сорвать лишь финансовая несостоятельность заказчика, а отказ от контракта из-за давления США нанесет удар по репутации России как экспортера оружия». Несмотря на то, что поставки ТОРов при любом раскладе не смогут серьезно помешать предполагаемой массированной воздушной атаке США на Иран, и они действительно являются исключительно оборонительным оружием, политическая составляющая в вопросе реализации «Куполом» этого контракта будет постоянно возрастать. Иран намеренно идет на обострение ситуации вокруг своей ядерной программы. Его внешнеполитическая риторика, к радости сторонников силового решения проблемы, недвусмысленна. Уже на этой неделе появилась информация, что глава Верховного национального совета по безопасности Ирана Али Лариджани в интервью египетской газете завил о том, что американские спецслужбы используют территории Азербайджана и Туркменистана против его страны. В случае начала военных действий, по его словам, Иран может нанести ответный удар по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан и по нефтяным объектам Азербайджана.
Поставки самого оборонительного оружия в страну с такой степенью адекватности руководства будут выглядеть как снаряжение бронежилетом уличного хулигана. Да и вопрос о том, будут ли у Ирана осенью деньги на ПВО, если его объекты атакуют летом, выглядит излишним.
Сам «Купол» в середине апреля волновали не риторические катаклизмы вокруг Ирана, а слухи об убийстве бывшего генерального директора предприятия Юрия Шестакова. На чем они были основаны, сказать трудно, но, по информации «Д», Юрий Владимирович, на чье директорство пришелся последний расцвет ИЭМЗ, на момент подписания номера в печать был жив, здоров и полон планов на будущее.