Как стало известно «Дню», все сотрудники военизированной пожарной части № 3, в чью зону ответственности входит обеспечение пожарной безопасности Ленинского района Ижевска, недавно получили на руки от руководства уведомления, смысл которых, как опасаются огнеборцы, может стать роковым не только для их трудовой занятости и профессиональной деятельности, но и чреват самыми катастрофическими последствиями для всего деревянного Заречья.

Над этой ухоженной пожарной частью уже нависла угроза ликвидации. И даже красивая литая ограда теперь больше напоминает оградку.Из полученной информации можно понять, что «идет процесс дальнейшего разграничения сфер ответственности между федеральным центром и субъектами федерации». Удмуртское управление пожарной безопасности – это одно из подразделений «силовых» структур. Не так давно оно передано из состава МВД в МЧС, что сильно ударило по моральному и материальному благосостоянию местных пожарных. Но это оказалось только предвестьем еще худших времен.
За последние полтора-два года в Ижевске уже свернуты две городские пожарные части – 19-я в Устиновском районе и 6-я Центральная. «Пожарки» умирают молча. Во всяком случае, никаких сенсационных репортажей с разрезанием ленточек по случаю закрытия этих частей никто не видел. А это, кстати сказать, в отношении Центральной пожарной части было бы вполне уместно, поскольку с этой «пожарки» пошла вообще вся профессиональная защита от огня промышленного Ижевска. О том, как не по-хозяйски и бестолково относятся городские и республиканские власти к реликвиям нашей истории и культуры, «Д» писал неоднократно. А эта «пожарка» вполне могла бы стать центром патриотического воспитания. Но, говорят, ее втихую продали. Уж очень хорошее место – самый центр, улица Горького. Даже божественная тень возрожденного кафедрального собора, расположенного в трехстах метрах от «пожарки», не помогла.
Заводские пожарные отряды тоже один за другим уходят в небытие, впрочем, как и сами заводы.
А ведь Ижевску есть, что терять вместе с высоким уровнем, достигнутым ижевскими огнеборцами к исходу 20-го века. Слово «боеспособность» к ним может быть отнесено на все 100 процентов. Это были (а отчасти пока и есть) дисциплинированные, хорошо «вооруженные» формирования, которые по скорости тушения пожаров занимали второе место по России после Москвы. Матери и жены стремились устроить сюда своих сыновей и мужей, зная, что здесь человек не запьет, но получит хорошую профессию, будет иметь высокий социальный статус. Участие в массовых показательных выступлениях наших пожарных всегда вызывало восхищение ижевской ребятни, да и взрослого населения тоже. Показы новой техники, соревнования между пожарными были неотъемлемой частью культурной жизни Ижевска.
По мнению специалистов, в той численности, которой достигли противопожарные формирования в Ижевске (а были они примерно в половину от норматива), ижевские пожарные с успехом решали свои профессиональные задачи. Любимый город мог спать спокойно.
Специфика же ситуации состояла в том, что как структура федерального подчинения пожарная охрана на местах делилась на две части. Пожарные части областных центров финансировались из Москвы, то есть из федерального бюджета, а города областного подчинения, райцентры, поселки содержали пожарных на средства бюджета республики.
Судя по той «модели», которую мы все хорошо изучили на примере введения в действие пресловутого 122-го закона, федеральный центр намерен «оптимизировать» свои расходные статьи. Сегодня, по слухам, речь идет о том, что Москва готова оставить за собой не более половины от прежней численности ижевских пожарных. Остальным - дорога на биржу труда. И точно так же, как это было уже со многими ижевскими предприятиями, вместе с людьми уйдет профессионализм, ответственное отношение к делу, понятие корпоративной чести. Но если для слесаря такая утрата обернется, в худшем случае, запоротой деталью, то в отношении пожарных речь будет идти о сотнях тысяч рублей невосполнимых потерь от разгула огненной стихии и невозвратных человеческих жертвах.
Чем грозит ликвидация конкретной 3-й пожарной части городу Ижевску? В Ленинском районе сосредоточено более трети частного сектора столицы Удмуртии. А это пока, к сожалению, далеко не только современные коттеджи с противопожарной пропиткой строительных материалов. Это тысячи деревянных строений, сухих, как порох, за 50-70 лет своего существования. Кроме того, на сегодняшний день все эти деревянные застройки (включая гаражи, сараи, подсобки, бани, клуни и т.д.) расположены настолько густо и хаотично, что в случае беды огонь безо всяких препятствий сможет перекинуться с одной усадьбы на другую, соседнюю. Сложный рельеф местности, большой радиус выезда требует наличия спецтехники на расстоянии досягаемости.
Уж не говоря о том, что в Ленинском районе от веку были проблемы с водой, со свободным проездом по кривым и узким улочкам и переулкам. Да в Ленинском районе надо не сокращать, а и далее укреплять и совершенствовать пожарную часть. Поразительно, что это надо кому-то доказывать! А ведь каждодневная практика показывает, что вызовы из частного сектора поступают в «пожарку» не просто ежедневно, а многократно за смену.
Но вернемся к проблеме «дележа» между Центром и регионом. Если Москва готова взять на себя расходы только за половину прежнего состава, то готов ли субъект взять на себя вторую половину? Опять же вернемся к 122-му закону. Наши президент и правительство не постеснялись «проявить заботу о ветеранах», кинув им по 200-300 рублей. «Больше не можем, бюджет не выдержит». То же самое и в отношении пожарных – «нет денег!». А откуда им взяться, если все финансовые потоки с лету идут на строительство престижных президентских строек! Возрождается Михайловский собор, растет прямо на глазах. И слава Богу! Хочется сказать, но не за счет же хлеба насущного. Пусть и зоопарк в Ижевске появится, но не тогда, когда по улицам его ходят толпы неприкаянных двуногих, к которым теперь могут примкнуть бывшие бравые пожарные, только уже без погон.
А если помнить, куда обычно уходят «силовики», не востребованные в нормальном деле, то не получит ли Ижевск «пожарных наоборот», людей несправедливо обиженных и выброшенных за борт. А ведь они многое знают и умеют…


прямая речь

- Как нам сказало руководство, наша часть переводится с федерального бюджета на местный. Поэтому нам выдали уведомления, в которых написано, что в связи со статьей 58 Положения об особом режиме такой-то по сокращению штатов направляется для прохождения военно-врачебной комиссии. Вроде бы говорят, что это делается чисто формально, чтобы нам контракты обновить. Но люди не верят, многие уже кинулись искать место в другие части. Ведь формально теперь через два месяца с нами могут и не заключить контракт. А прекращение федерального финансирования для многих означает и прекращение всего «социального пакета», связанного с ним. Особенно пострадают те, кому осталось менее десяти лет до выслуги. Местный бюджет уж точно не даст нам сертификаты (они положены тем, кто отслужил в пожарной охране 25 лет – Ред.). Не будет также права на бесплатный проезд по стране 1 раз в год. Что говорить, если у нас сейчас нет медицинских полисов, какие есть даже у пенсионеров и школьников. Лечитесь, говорят, где хотите, но платно.