RBC daily, 28.02.2006

У «РуссНефти» закончились деньги

//Михаил Гуцериев отказывается от планов по покупке «Удмуртнефти»

«РуссНефть» планирует отказаться от участия в тендере на покупку продаваемой ТНК-ВР компании «Удмуртнефть». Об этом RBC daily сообщил источник в администрации правительства Удмуртии. По его информации, компания сочла стоимость актива чрезмерно завышенной. В «Северо-западной нефтяной группе» (еще один участник тендера) уточнили, что стартовая цена «Удмуртнефти» была сформирована на уровне 2,5-3 млрд долл. По мнению аналитиков, платежеспособность «РуссНефти» подкосили прежние покупки. Только в прошлом году «чек» за приобретение «РуссНефти» превысил 1 млрд долл. Компания Михаила Гуцериева купила у ТНК-ВР «Саратовнефтегаз» и «Оркснефтеоргсинтез», у ЮКОСа – словацкую трубопроводную компанию Transpetrol, а также сделала ряд менее крупных покупок. Кроме того, в начале 2006 г. «РуссНефть» объявила о планах по приобретению израильского нефтеперерабатывающего завода Ashdod.

В 2005 г. «Удмуртнефть» планировала добыть 5,9 млн т нефти, что на 3,2% выше уровня 2004 г. По данным ИФК «Солид», основные запасы компании (более 80%) приурочены к карбонатным коллекторам среднего и нижнего карбона с высокой расчлененностью, зональной и послойной неоднородностью и трещиноватостью, что обусловливает низкую продуктивность скважин. Основным акционером «Удмуртнефти» является ТНК-ВР, ей принадлежит 71,2% уставного капитала компании (83,9% голосующих акций). В номинальном держании у Deutsche Bank находятся 17% акций. По итогам 9 месяцев 2005 г. выручка компании составила 21 млрд руб., чистая прибыль – 4,1 млрд руб.

Изначально вопрос о продаже «Удмуртнефти» ТНК-ВР поднимала в середине 2005 г. Однако позже президент компании Роберт Дадли заявил, что вопрос о целесообразности этой меры будет рассматриваться дополнительно. Идея продажи была реанимирована в конце января 2006 г. По сообщению пресс-службы нефтяной компании, ТНК-ВР исследует рынок и рентабельность своих активов: предложения потенциальным претендентам на «Удмуртнефть» рассылаются для того, чтобы, исходя из предложенных цен за актив, решить, стоит его продавать или нет. Вопрос о продаже будет решаться на совете директоров. В конце февраля один из акционеров ТНК-BP «Альфа-Групп» объявила, что уже сформирован short-list претендентов: «РуссНефть», тандем «Итеры» и индийской компании ONGC, «Северо-Западная нефтяная группа» и «Сибнефть».

Участие «РуссНефти» в тендере на продажу «Удмуртнефти» эксперты называли вполне логичным. В конце 2005 г. компания купила «Удмуртскую нефтяную компанию» (УНК), владеющую лицензиями на разработку Патраковского, Турецкого и Центрального нефтяных месторождений. Инфраструктура УНК находится рядом с одним из основных добывающих предприятий «РуссНефти» – «Белкамнефтью», а также «Уральской нефтью» и «Удмуртской национальной нефтяной компанией». «Покупка еще одной добывающей компании в этом регионе позволит «РуссНефти» укрепить свое влияние», – говорит аналитик ИК «Финам» Тимур Хайрулин.

По сведениям источника в администрации Удмуртии, неожиданным препятствием для «РуссНефти» стала цена «Удмуртнефти». Как сообщила вице-президент «Северо-Западной нефтяной группы» Юлия Созина, первоначальная цена актива ТНК-ВР – 2,5-3 млрд долл. По данным собеседника в правительстве Удмуртии, «Газпром» в лице «Сибнефти» предлагает большую сумму. «Сейчас ТНК-BP находится на финальной стадии переговоров с «Газпромом», о сделке может быть объявлено уже в середине марта», – утверждает он. Представители «РуссНефти» не комментируют ситуацию. В «Итере» подтвердили, что интерес к покупке «Удмуртнефти» сохраняется, а в «Сибнефти» от комментариев отказались.

С собеседником в администрации Удмуртии соглашаются и специалисты. По оценке аналитика «МДМ-Банка» Андрея Громадина, первоначальная цена «Удмуртнефти» даже несколько занижена в силу постоянного роста стоимости нефтяных активов. «У «РуссНефти» нет необходимой финансовой мощи: ее иностранные партнеры наверняка дают ей деньги на покупку новых компаний в долг под залог акций, фактически большая часть активов компании обременена долгами», – говорит эксперт.

Отдел компаний Екатерина Колесникова

 

 

Время новостей, 1.03.2006

Дорогая «Удмуртнефть»

//«Сибнефть» и «Русснефть» пытаются отказаться от покупки актива ТНК-ВР в пользу «Базэла»

Основные претенденты на принадлежащую ТНК-ВР «Удмуртнефть» -- «Русснефть» и «Сибнефть» -- собираются выбыть из борьбы за актив. Компании посчитали слишком высокой цену, которую российско-британский холдинг хочет получить за свою «дочку». Как заявил «Времени новостей» источник, знакомый с планами «Русснефти», она твердо решила не участвовать в тендере. В «Сибнефти» также не исключают подобного шага, хотя отмечают, что окончательное решение на этот счет еще не принято. При этом, как сообщил «Времени новостей» источник, знакомый с ситуацией, интерес к активу проявляет «Базовый элемент» Олега Дерипаски, который, по данным нашего собеседника, предложил за «Удмуртнефть» сумму, примерно на 30% превышающую справедливую оценку предприятия (цифры он сообщить отказался). Аналитики расходятся в оценке актива, считая, что он может стоить от 2 млрд до более 3 млрд долл. В «Базэле» не стали опровергать информацию о своих притязаниях на «Удмуртнефть». В ответ на запрос «Времени новостей» пресс-служба компании заявила, что «стратегия энергетического холдинга EN+, в который входит Объединенная нефтяная группа (включает нефтегазовые активы «Базэла» -- небольшую компанию «Самараинвестнефть», Афипский НПЗ и несколько АЗС. -- Ред.), предполагает постоянный поиск инвестиционных возможностей на рынке энергоносителей». С «Базэлом» намерена конкурировать Северо-Западная нефтяная группа (она не раскрывает состав своих акционеров и объем добычи, ей принадлежат лицензии на несколько месторождений в Саратовской области), сообщившая вчера о создании альянса с Oil India для участия в конкурсе на «Удмуртнефть».

ТНК-ВР заявила о желании расстаться с несколькими своими активами в сентябре прошлого года. На продажу предполагается выставить предприятия, норма рентабельности у которых ниже, чем в среднем по компании, а вырученные средства инвестировать в более перспективные проекты. В конце прошлого года холдинг уже продал «Русснефти» единым лотом «Саратовнефтегаз», Орский НПЗ, «Оренбургнефтепродукт» и «Нефтемаслозавод» примерно за 1 млрд долл. Теперь в ТНК-ВР рассматривают возможность продажи «Удмуртнефти», инфраструктурно связанной с «Саратовнефтегазом» и добывающей около 6 млн тонн сырья в год.

О своем намерении приобрести актив по понятным причинам заявила «Русснефть», кроме нее предприятием заинтересовались «Сибнефть», Северо-Западная нефтяная группа, а также «Итера», которая заручилась поддержкой индийской ONGC, создав с нею консорциум, где российской стороне принадлежит 51%. Однако фаворитами аукциона, по мнению экспертов, являлись «Русснефть» и «Сибнефть». Появление их в числе претендентов даже отпугнуло китайскую CNPC.

Но оказалось, что «Русснефть» и «Сибнефть» не собираются бороться за «Удмуртнефть» до последнего. Официально в компаниях эту информацию не комментируют. А источник в «Сибнефти» говорит, что существует некая компания, нанятая ТНК-ВР для переговоров с потенциальными покупателями, которая «ведет игру на повышение».

В свою очередь в ТНК-ВР уверяют, что не устанавливали цену, по которой намерены реализовать актив, а рассматривают предложения, поступившие от покупателей. Ранее сообщалось, что решение о продаже «Удмуртнефти» будет принято в марте.

Впрочем, пока руки опустились далеко не у всех покупателей. Наоборот, как рассказала вчера «Времени новостей» вице-президент Северо-Западной нефтяной группы Юлия Созина, ее компания, так же, как «Итера», нашла себе индийского партнера, которым стала Oil India. Доли в альянсе г-жа Созина сообщить отказалась. По ее словам, Оil India выбрана «по политическим соображениям», поскольку «Индия рассматривается как потенциальный стратегический партнер» России. «Мы уже участвовали в тендере на покупку активов ТНК-ВР, и после этого индийская компания обратилась к нам с предложением о совместном участии в новом тендере», -- говорит вице-президент.

Oil India ранее собиралась купить активы ТНК-ВР, заключив для этого альянс с «Итерой», однако вышла из него еще до финальной стадии конкурса. Индийские компании несколько лет пытаются расширить свое присутствие на российском нефтегазовом рынке, ведя переговоры об этом, в том числе и на правительственном уровне, но пока их активы ограничиваются лишь 20-процентной долей в проекте «Сахалин-1», которая принадлежит ONGC.

Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ