Сегодня, в 19 декабря в 14:00 состоится открытие Республиканской выставки изделий мастеров декоративно - прикладного искусства и ремесел «Археология Прикамья в изделиях мастеров ДПИ»,  посвященная 15-летию НЦДПИиР (Национального центра ДПИ и ремесел, ул. В. Сивкова, 173)

Территория Удмуртской Республики хранит в себе многие тайны народов, её населяющих. Археологические находки на памятниках различных по времени культур: с ананьинской ( VIII в. до н.э. – V в. н.э.), послужившей основой для формирования народов пермской группы финно-угорской языковой семьи, до чепецкой ( IX - XV вв.), которую отожествляют с древне-удмуртскими племенами - сохранили для современных мастеров образцы древнего искусства, раскрывающие мировоззренческие взгляды жителей Прикамья в разные эпохи.

Исследования на городище Иднакар и тяготеющих к нему памятниках, проведенные экспедицией УИИЯиЛ УрО РАН под руководством профессора М.Г. Ивановой, показали, что запечатленные в древних изделиях образы легко узнаваемы, они находят отражение в мифологии удмуртского народа и вызывают неподдельный интерес и в XXI веке. Археологические памятники сохранили уникальные изделия из кости, металла и керамики, форму и орнамент которых, попытались повторить современные мастера из Алнашского, Глазовского, Игринского, Як-Бодьинского районов.

В нашем лесном краю издавна люди занимались обработкой дерева. Древние корни имеют обработка бересты, использование лозы и соломки, резьба по дереву. Традиционные формы и декор изделий представлены мастерами Дебесского, Увинского, Красногорского районов. В качестве ритуальной посуды в Прикамье использовались изделия из капа. Представить как они выглядели можно по работам Белезинского мастера Некрасова Г.М.

Сохранившиеся мифологические образы и героический эпос удмуртского народа, отображены в деревянных скульптурах балезинских и увинских резчиков, плетение из соломки в работах малопургинских мастеров.

Исходя из археологических находок на средневековых городищах, ученые предполагают, что развитие ткачества к 13 веку достигло технических возможностей века 19, признанного времени расцвета этого вида рукоделия. В орнаменте тканых изделий сохранены стилистические особенности металлопластики. На выставке представлены варианты реконструкций костюмных комплексов Шарканских, Кезских мастеров.

Художественная разработка древних символов в современных изделиях нашла свое отражение в работах мастеров из 19 районов: Алнашского, Балезинского, Дебесского, Игринского, Киясовского, Каракулинского, Кизнерского, Кезского, Малопургинского, Увинского, Шарканского, Ярского, Якшур-Бодьинского, Юкаменского, Селтинского, Красногорского и из городов Ижевска, Можги, Глазова, Сарапула.