Сейчас абонентская плата для большинства жителей страны представляет собой ежемесячный фиксированный платеж, и все, независимо от активности пользования телефоном, платят одинаково. Однако одни практически не пользуются домашним телефоном, предпочитая разговаривать по мобильному, а другие наоборот, сутками занимают телефонную линию. Поэтому в следующем году будет введена более гибкая система оплаты, учитывающая баланс интересов бизнеса и различных категорий пользователей.

Как пояснили в Министерстве информационных технологий и связи РФ, по закону «О связи» абонент в праве выбирать по какой системе – фиксированной или повременной - платить за домашний телефон. В системе тарифов, вводимой в России с 1 февраля, есть не только фиксированный и повременной тариф, но и комбинированный, рассчитанный на абонента, довольно часто пользующегося телефоном. К последним эксперты относят более половины домашних пользователей.

Неизменной во всех трех тарифных планах будет плата за пользование телефонной линией. Это 125 рублей в месяц в среднем по стране.

Повременная система оплаты, уже существующая в некоторых регионах, больше подходит тем, кто мало общается по телефону. Она включает вышеупомянутую плату за линию и плату за каждую минуту разговора (или ее использования для доступа в интернет). Минута разговора по такому тарифу будет стоить в среднем по России 24 копейки.

Для тех же, кто любит поболтать, но в то же время способен контролировать продолжительность разговоров, оптимальным вариантом является «комбинированный» тариф. В него входит две фиксированные составляющие – плата за линию (все те же 125 рублей) и плата за лимитированный по времени трафик. В среднем по России это 88 рублей за 350–360 минут. Переменная составляющая в комбинированном тарифе –  дополнительная плата за пользование телефоном сверх установленного лимита, причем минута сверх лимита будет на 10–30% дешевле, чем в повременном тарифе.

Что касается безлимитного тарифа, то он знаком всем. Фактически по нему большинство россиян сейчас и платит, не утруждаясь подсчетом выговоренных минут. Хотя подобная уравниловка устраивает далеко не всех. И правда, ведь кто-то целый день на работе или постоянно находится в разъездах и фактически переплачивает за услуги связистов. В то же время другие используют телефон, что называется, с «перевыполнением плана», – и для работы, и для личных разговоров, и для доступа в интернет. Как отмечают в Мининформсвязи, оператор тратит средства на поддержание работоспособности телефонной линии, поэтому и оплата за ее использование должна стать более адекватной и справедливой. Отныне этот тариф в среднем по стране составит 297 рублей в месяц.

Во всех трех тарифных планах будет действовать введенный с июля принцип «платит звонящий», при котором исходящие международные звонки и звонки на мобильные телефоны оплачиваются дополнительно.

Следует отметить, что пока не все российские телефонисты имеют техническую возможность учитывать время разговоров своих абонентов. До конца 2007 года возможность повременного учета разговоров получат примерно 70% российских абонентов. Остальные абоненты до тех пор, пока телефонные компании не установят необходимое для повременной тарификации оборудование, будут оплачивать телефон по фиксированному тарифу – в среднем это 213 рублей в месяц (125 рублей за линию плюс 88 рублей за трафик).

В декабре операторы начнут рассылать всем абонентам уведомления о том, сколько в среднем за месяц они наговаривают минут и сколько за них платят, чтобы те сами смогли оценить свои потребности и финансовые возможности. До 1 февраля гражданам надо будет определиться с выбором, после чего прийти на телефонный узел и перезаключить абонентский договор с оператором.

Сейчас Федеральная служба по тарифам совместно с Мининформсвязи и «Связьинвестом» прорабатывают возможность безболезненного перехода абонентов на новый тариф «по умолчанию», если абонент не успеет сам определиться или вовремя не придет на узел связи. Для этого будет подготовлено специальное распоряжение Правительства РФ.