Отдел защиты прав потребителей Территориального Управления Роспотребнадзора по Тюменской области проанализировал все обращения граждан, связанные с качеством мобильных телефонов и нарушением прав потребителей продавцами этих телефонов и организациями, осуществляющими сервисное обслуживание.

Как сообщается, по результатам анализа сделаны выводы, в частности, о том, что львиная доля нарушений допускается двумя наиболее крупными торговыми сетями — "Терминал" и "Евросеть" и лицами, которые производят гарантийное обслуживание телефонов, приобретенных в торговых предприятиях этих сетей.

Наиболее часто встречаются нарушения прав потребителя при предъявлении требования к продавцу, реализовавшему товар ненадлежащего качества. Вместо того, чтобы предоставить потребителю право на требование замены, уменьшения цены и т. д., потребителя просто отправляют в сервисный центр, который делает ремонт телефона. Также встречается ущемление установленных законом прав потребителя. При приемке в сервисных центрах г.Тюмени выдается квитанция, в которой мелким шрифтом перечислен ряд условий обслуживания, в том числе о проведении ремонта в срок до 90 дней, о том, что все недостатки, выявленные в процессе ремонта, возникли по вине потребителя (попадание влаги, химические или иные загрязнения электронной начинки телефона). Это перекладывает бремя ответственности за все недостатки на потребителя, хотя п.2ст.476 ГК РФ данную ответственность возлагает на продавца во всех случаях, за исключением случаев, когда продавец докажет, что эти недостатки возникли именно по вине потребителя.

Также имеются случаи немотивированных отказов от выполнения требований потребителя заменить или принять обратно товар ненадлежащего качества, введения дополнительных обязанностей для потребителя, не предусмотренных законом, — доставка товара ненадлежащего качества не продавцу, а в обслуживающую организацию (сервисный центр). Встречается и подмена экспертизы тестированием или диагностикой. При этом потребителя не разъясняют, что тестирование и диагностика являются внутренней проверкой качества, которая не имеет силы экспертного заключения.

21 ноября 2006 11:42 | Интернет-газета Вслух.ru