Фильм Джаника Файзиева Фильм Джаника Файзиева "Турецкий гамбит", снятый по одноименному роману Бориса Акунина, побил рекорды кассовых сборов в России.

Как сообщается на сайте фильма, за 15 дней проката кассовые сборы "Турецкого гамбита" составили 345 047 673 рублей (12,4 млн долларов), его посмотрели за эти дни 3 047 653 человек.

События картины происходят во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Участвующий в военных действиях в качестве сербского волонтера титулярный советник Эраст Фандорин пробирается в штаб русского командования с секретным сообщением. По пути он знакомится с девушкой Варварой Суворовой, которая едет туда же к своему жениху.

Динамичное действие и красочная картинка сразу же захватывают зрителя, однако так как фильм построен на историческом материале, нельзя пройти мимо анализа этой стороны картины.

Как пишет "Красная звезда", даже если считать, что фильм - не историческое полотно, а авантюрный детектив на историческом материале и условности простительны, все равно они "простительны только до определенной черты". "Сцена на подсолнуховом поле - это, конечно, находка на уровне киноискусства, но на этом, похоже, не только искусство, но и здравый смысл заканчиваются", - пишет издание.

Дело вовсе не в том, что отход от исторических и географических реалий (к примеру, как главный герой, только выехав из Видина, оказывается под Плевной, которая достаточно далеко), принципиальная позиция создателей фильма. Пусть даже и главная интрига (турецкий разведчик умело задерживает Русскую армию под Плевной и срывает ей весь план кампании 1877 года) - нелепая выдумка. Однако в результате перед нами предстают невозможные события с невозможными героями, ничего не имеющими общего с историческим материалом.

Уже момент спасения русским генералом и его казаками главных героев (Фандорина и Вареньки) вызывает недоумение. Фандорин, представляясь генералу Соболеву (прототипу Скобелева), объясняет, что бежал из турецкого плена и докладывает об угрозе занятия Плевны турецким корпусом Осман-паши, что станет серьезной угрозой правому флангу наступающей на юг Русской армии.

Генерал Соболев проявляет полное безразличие к Фандорину и не доверяет его сведениям. "Однако "насколько нужно не уважать русское офицерство, чтобы допустить возможность такого хамского (Фандорина сажают в кутузку до выяснения личности) отношения к русскому дворянину-добровольцу, только что бежавшему из плена, - пишет "Красная звезда", - Причем супербдительность Соболева и русских контрразведчиков затем поразительным образом испаряется, и та же Варенька, как и иностранные журналисты, совершенно спокойно расхаживает не только по всему расположению русских войск, но даже и пересекает линию вражеских войск".

Кроме того, по мнению издания, реальный исторический герой генерал Скобелев изображен в образе "напыщенного фанфарона, более всего озабоченного вниманием появившейся в военном лагере девицы: "Вместо реального исторического героя - героя в полном смысле слова, настоящего профессионала военного дела - мы видим какого-то хлыща, бесконечно далекого от настоящей войны и настоящей армии".

Вся война изображена в фильме, как веселый пикник. Сидят в большой палатке офицеры и военные журналисты, наслаждаясь шампанским, пением Вареньки под фортепиано или же игрой в карты. Правда, авторы фильма ввели кровавую сцену расстрела турецкой артиллерией русской наступающей колонны и на этом посчитали свой долг в отношении "правды войны" исчерпанным.

Особенно возмутили издание "похождения госпожи Варвары Суворовой". Правда, именно она в финале убивает турецкого разведчика Анвара, однако все остальное время она творит неимоверные глупости, за которые ее хвалят и даже называют "русской Жанной дАрк".

"Нужно обладать поистине безудержной фантазией, чтобы сочинить совершенно фантастическую историю о том, как некая дамочка в амазонке и верхом на лошадке в дамском седле в сопровождении французского журналиста едет... в расположение турецких войск в Плевну. По дороге - никаких турецких постов, ничего. В романе Акунина это, наверное, выглядит убедительнее, но не в фильме. Конечно, нам намекают, что такова великая турецкая хитрость, но, похоже, эта хитрость, как и фантазия создателей фильма, не знает границ. Только ехали-ехали - и вот уже в штабе турецкого полковника пьют кофей и ведут светскую беседу.

Наша героиня, оказывается, явилась в Плевну, чтобы найти того самого суперагента Анвара, и вдруг она его узрела. Что же происходит? Мгновенно простившись с гостеприимным турецким полковником, она вскакивает на коня и бросается в погоню за шпионом. (И это в расположении турецких войск!) С какой же целью гонится она за ним? Убить! Опять же прямо в расположении турецких войск. И догоняет. И стреляет в него, даже ранит так, что злодей валится с коня. Она пытается его добить, однако появляются турецкие военнослужащие, и героический план рушится. Все, конец. Но тут появляется лихой генерал Соболев с казачками и спасает героиню", - пишет "Красная звезда".

"Турецкий гамбит" снят по сути в телесериальной манере - псевдоисторическая "развлекаловка", переполненная стереотипами о войне, навязанными миру Голливудом, отмечает издание. По словам самого Акунина, он сначала "писал сценарий четырехсерийного телефильма, а не кинофильма". В этом объяснение, почему в "Турецком гамбите" так много узнаваемых для телезрителей актеров - Певцов, Балуев, Лыков, Куценко и другие. Даже Валдису Пельшу место нашлось.

"В принципе шпионский детектив - это поединок разведки и контрразведки. Но русская контрразведка с Фандориным вместе - это такие лопухи, что никакого поединка нет. Разоблачение Анвара на финише представляется какой-то вопиющей несправедливостью. В итоге русские вроде бы победили. Но в маленькой, если так можно сказать, в частной войне победил Анвар, а Фандорин как был недотепой, так им и остался", - пишет "Красная звезда".

"В преддверии 130-летия освобождения Болгарии и подвига русских солдат на Дунае, под Плевной, на Шипке мы получили поделку, где подвиг воспринимается как глупость, а герой - как пустышка", - заключает издание.



NEWSru.com