Образование - пожалуй, единственная отрасль, в которой реформы проводятся в таком количестве и с такой увлеченностью. Переход на 12-летнее образование, ЕГЭ – это лишь небольшой перечень экспериментов последних лет. Что ждет нас впереди? фото В 2006 году все школы Ижевска перейдут на профильное обучение. Но пока никто из властей, учителей и родителей не знает, чем это обернется.
Современная школа терпит кризис. Она уже давно перестала быть связующим звеном между школьником и вузом. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др. Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении сегодняшний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения). Многие школьники соглашаются на систему экстерна и сосредотачивают свои силы в подготовке к вступительным экзаменам. В то же время, по данным ВЦИОМ, среди лиц с высшим образованием лишь около половины находят, что тех знаний, которые они получили  в высшем учебном заведении, в целом достаточно для их нынешней профессиональной деятельности. Около одной десятой считают, что знаний больше, чем нужно. Но более трети ответили, что таких знаний недостаточно или совершенно недостаточно. Вывод - реформа необходима, но ее нужно тщательно проработать.

Что ожидать?

Введение профильного образования предполагает субъектный подход к проблеме. Ученикам предложат стать соучастниками процесса образования, и воля родителей для них перестанет быть приоритетной. Сегодня школьник должен изучать 22 предмета и знать их на «хорошо» и «отлично». При профильном обучении их количество сокращается до 10-12, зато увеличивается количество часов для более глубокого изучения. Так, школьники во время обучения в 10–11 классе усиленно начнут готовиться по нескольким самостоятельно выбранным предметам. Есть также восемь обязательных дисциплин с общей для всех программой: математика, русский и иностранный языки, литература, физкультура, история, обществоведение и естествознание. Остальные предметы находятся на базовом уровне. Учащиеся сдают единый госэкзамен по двум обязательным и трем выбранным предметам, чтобы затем соответствующие вузы зачли эти оценки как вступительные.
Однако не исключено, что ученики не сразу определятся со своим выбором. При переходе из класса в класс во время профильного обучения им придется нагонять усиленную программу по другим предметам. И чем позже школьник поймет, что сделал неправильный выбор, тем хуже ему придется. Чтобы детям было легче выбрать будущую профессию, вводится так называемое предпрофильное обучение. В 9-м классе ученики смогут попробовать себя в нескольких направлениях и выбрать то, которое им больше нравится. Причем спецкурс по каждому предмету может растянуться с 12 до 100 часов. А менять свои предпочтения школьники смогут после каждой четверти.
О том, как это происходит в гуманитарном лицее № 44, рассказывает директор лицея Михаил Черемных: «Основным содержанием предпрофильной подготовки становится самоопределение лицеиста в отношении своего дальнейшего жизненного пути. Для того чтобы школьник смог решить, что ему действительно необходимо изучать в старших классах, а что – нет, мы ввели институт тьюторства. Тьютор – это особый педагог-консультант, который работает с детьми индивидуально и помогает каждому конкретному ребенку определиться с его образовательным будущим. В результате уже к концу 9-го класса ученик составляет свой индивидуальный учебный план».
Учебный план лицея создается на основе индивидуальных учебных планов лицеистов. Кстати, эти индивидуальные планы реализуются не только в стенах лицея, но и в других образовательных организациях. Таким образом, складывается индивидуальная образовательная история лицеиста, формой презентации которой служит портфолио. В лицее №30, например, функционирует электронное портфолио, которое дети составляют сами после 8 класса. Туда входят все достижения в области учебы и творческие успехи на протяжении всей школьной жизни.
Кроме содержания обучения, изменится и система перехода из 9-го класса в 10-й. Сейчас выпускников девятых классов оценивают те же учителя, что ведут уроки. Эта система изменится. В ходе эксперимента экзамены у выпускников будут принимать независимые комиссии, состоящие из методистов РОНО и профильных учителей из других школ. Это позволит более качественно подойти к отбору детей в профильные классы.
Также изменится и система оценок, которые девятиклассники получат на экзамене: вместо 5 максимальных баллов по каждому предмету школьников ждет оценка по 30-балльной шкале. По мнению чиновников министерства, такая шкала позволит более объективно оценить успехи детей. И не принимать их в классы по направлениям, в которых они ничего не знают.
В теории звучит заманчиво и красиво, но сколько сегодня найдется таких учеников? Никто не отрицает возможности создания так называемых «сливных школ». При нынешнем низком уровне образования, когда некоторые старшеклассники не в силах сосчитать, сколько стоит полкило яблок, профилизация грозит обернуться пародией.

Провокация федеральных властей

Результаты эксперимента ЕГЭ тщательно замалчиваются, но уже многие вузы отказались от них, вернув обратно устные экзамены. Профилизация образования тоже настораживает. Так, на очередном президиуме председатель правительства УР Юрий Питкевич заявил, что решение федеральных властей о переходе на профильное образование – чистой воды провокация. Бюджет республики остается на прежнем уровне, никаких инвестиций не поступает, а вводить программу нужно в обязательном порядке.
На городской практической конференции по проблеме введения профильного обучения вице-мэр Сергей Протазанов заявил, что город у нас промышленный, экономисты и юристы больше не нужны, нужно ориентировать детей в рамках городского заказа. Многие участники конференции высказывались об однозначной неготовности городских школ к введению профильного образования. И учителя и психологи сошлись на едином мнении, что нет ресурсной базы: ни программного, ни финансового обеспечения. Психологи бьют тревогу: сейчас, помимо своих обязанностей, им навязали еще и ответственность за выбор ребенка своего дальнейшего жизненного пути. «Как я могу ориентировать ребенка в рынке профессий, - заявляет психолог школы №5, - если сама его не знаю. Я пыталась сотрудничать с биржей труда, но вакансии, которые мне освещали, были, кроме того, что малооплачиваемыми, так еще и невостребованными. И еще один вопрос: если я сейчас предложу ребенку ориентироваться на какую-либо профессию, а через пять лет она станет непопулярной, кто за это будет отвечать?»
Прогнозированием рынка труда в нестабильной экономической системе заниматься никто не рискует. Специалисты центров занятости утверждают, что прогноз можно сделать максимум на 2-3 года, а в дальнейшем никаких гарантий нет. Опасения психологов тоже понятны, как, впрочем, и учителей. Говорить о повышении качества образования при нынешних зарплатах учителей - нонсенс. Молодые и талантливые выпускники педвузов не идут учить детей. Повышать зарплату учителей нужно, как минимум, вдвое. Вместе с тем многие педагоги опасаются, что введение профильной школы может сократить даже их нынешние скромные заработки, лишив учебной нагрузки.
Но самый серьезный промах в этой сфере – никто не посчитался с волей родителей. Смогут ли малообеспеченные семьи отправить свое чадо в профильный класс. Уже сейчас эксперимент показал, что этот проект становится коммерческим. В настоящее время в Ижевске функционирует 202 профильных класса, располагаются они в основном гимназиях и лицеях (№№56, 44, 30, 83). Финансирование, естественным образом, происходит за счет родителей: в Ижевске на одного ребенка в год уходит семь тысяч рублей, в других городах больше: в Сургуте – 47 тыс., в Красноярске – 8 тыс.
Еще одно подводное течение – сельские школы. Как показало исследование, сельская школа из-за проблемы ресурсов и общей социальной ситуации на селе сталкивается с большими трудностями в организации профильных классов. Это не только нехватка кадров и их недостаточная квалификация, но и демографический и социальный факторы. По словам сельских учителей, сокращение числа учеников и их уровень осложняют создание профилированных классов в их школах. Кроме всего прочего, профили, предлагаемые министерством, зачастую могут оказаться невостребованными в сельской местности.
Вывод напрашивается сам собой - в настоящее время школы не готовы к введению массовой профилизации. И родители, и учителя считают, что переход к профильной школе происходит без должной подготовки – и учебной, и психологической. Кроме того, выбор профиля самими школьниками часто происходит по вполне случайным причинам, а иногда под давлением учителей. Зачастую сначала процедура свободного выбора соблюдается – ученики пишут заявление о своих желаниях относительно профиля. Однако в процессе непосредственного формирования профильных классов учителя нередко проводят индивидуальные беседы с родителями, «разъясняя» им ошибочность выбранного их ребенком профиля.