Глава Счетной палаты Сергей Степашин уходит в отставку - об этом он сам рассказал депутатам во время своего выступления на заседании фракции Глава Счетной палаты Сергей Степашин уходит в отставку - об этом он сам рассказал депутатам во время своего выступления на заседании фракции "Родина".

По официальной версии, Степашин лишь следует закону о порядке формирования главного контрольно-ревизионного ведомства страны. В соответствии с новым законом председатель Счетной палаты назначается на должность Госдумой по представлению президента РФ.

Однако эксперты убеждены, что за решением Степашина стоит его конфликт с чиновниками по поводу итогов российской приватизации. И хотя он может быть повторно избран на пост главного ревизора, в Счетную палату он больше не вернется.

Политолог Дмитрий Орешкин, руководитель аналитической группы "Меркатор", заявил "Новым известиям", что "Степашина решили "уйти" политически". "Он - человек с неудовлетворенными политическими амбициями, не замешанный в коррупционных играх, - пояснил Орешкин Орешкин. - Доклад об итогах приватизации, которого как огня боятся олигархи, перечисленные в нем, рассматривался Степашиным как стартовая площадка для возобновления политической деятельности. Этого-то ему сделать и не дают".

Будущее этого нашумевшего доклада теперь туманно, хотя сам он давно готов. Его обсуждение в Думе неоднократно переносилось. Недавно его текст попал в распоряжение "Коммерсанта", и газета сделала вывод, что доклад можно использовать как угодно: выводы в нем содержатся на любой вкус.

На странице 144 доклада говорится: "Недостаточность и неполнота законодательной базы не является основанием для отмены либо пересмотра итогов приватизации 1993-2003 годов". На следующей странице говорится совсем другое: "Необходимо в судебном порядке обеспечить восстановление нарушенных прав законного собственника - государства". Значительная часть доклада посвящена приватизации в нефтяной отрасли, часто упоминается НК "Сибнефть" и ее владелец Роман Абрамович. ej.ru даже предположил, что доклад станет началом предвыборной кампании нового президента, которая пройдет под лозунгом борьбы с неправедно нажитым добром.

В анализе российской приватизации делается ряд ожидаемых наблюдений. Во-первых, политика в приватизации шла впереди юридического оформления процесса. Во-вторых, правовая база была неполной. В докладе говорится, например, что есть масса случаев, когда Госкомимущество не регистрировало свои акты в Минюсте, а значит, они являлись незаконными. Приводятся примеры, когда ряд оборонных предприятий был приватизирован на явно недостаточном основании решений территориальных органов Госкомимущества. В-третьих, приватизация не выполнила целей, ради которых затевалась: не произошло роста эффективности производства, приватизация "не оправдала социальных ожиданий".

Доклад не обошел вниманием и новейшие достижения в фактическом пересмотре приватизации, когда атаке защитников госинтересов подвергаются не собственно приватизационные сделки, а "практика минимизации налогообложения". В духе времени в докладе говорится, что особенно широко эта порочная практика распространена в топливно-энергетическом комплексе.

ЮКОС, как уже отыгранная карта, не упоминается. Зато фигурирует ОАО "Сибнефть", которое в 2001-2002 годах "осуществляло деятельность с участием юридических лиц-посредников, зарегистрированных в зонах льготного налогообложения (Калмыкия, Чукотка), в результате бюджет недополучил 10,1 млрд рублей. Сформированная таким образом прибыль практически в полном объеме в виде дивидендов направлялась за рубеж". Упомянуты в докладе и "байконурские схемы", в которых участвовали, в частности, многие структуры "Лукойла".

Поименованы в докладе не одни нефтяники. Досталось, например, и табачникам: "ОАО "БАТ-Ява" 99,6% своей продукции в 2003 году реализовало через ЗАО "Международные услуги по маркетингу", ОАО "Донской табак" 98,6% своих сигарет продавало через торговый дом ООО "Донской табак: продажи и маркетинг", ЗАО "Лиггетт-Дукат" пропустило 99,8% продукции через ООО "ЛД Трейдинг", ЗАО "Филип Моррис Ижора" 95,7% сигарет продало через ООО "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг". Оптовому покупателю предоставлялись скидки, "что оказывало негативное влияние на налоговую базу при начислении налога на прибыль".

В докладе говорится о тех нестыковках в процессе приватизации, которые происходили из-за того, что политика власти требовала одного, а право за этими требованиями не поспевало. Но нестыковки происходят и сейчас. Именно поэтому в докладе весьма сдержанно говорится об одной из самых скандальных страниц приватизации - залоговых аукционах.

"Несмотря на очевидные нарушения, - говорится в докладе, - допущенные в ходе проведения ряда залоговых аукционов (например, случаи, когда конкурс фактически отсутствовал, а аукцион был формой завуалированного самовыкупа акций), правовые возможности для опротестования сделок могут быть ограничены наличием ряда судебных решений, подтверждающих законность результатов некоторых из проведенных аукционов". 

Напомним, в соответствии с новым законом статус Счетной палаты фактически приравнивается к положению федерального министерства. Однако при этом кандидатуру председателя контрольно-ревизионного ведомства назначает Госдума по представлению президента. Кандидатуру главы СП президент должен внести не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего председателя СП, в случае же досрочного освобождения его от этой должности - в двухнедельный срок. Сам Степашин, объясняя свою позицию на заседании фракции "Родина", связал необходимость подачи прошения об отставке с новыми требованиями федерального законодательства. Это значит, что, сложив с себя полномочия, глава Счетной палаты формально
может вернуться на занимаемый пост.

NEWSru.com