Уникальность Удмуртии как региона заключается в  сочетании высокоразвитой промышленности и сохранившей  архаические черты национальной культуры. В Европе подобные высокоразвитые промышленные регионы давно утратили следы  доиндустриальной цивилизации и сейчас искусственно возрождают забытые традиции. Таким образом, именно этот аутентичный пласт национальной культуры и может стать 'приманкой' для внешнего туризма в Удмуртии. Отсюда вытекает необходимость  предъявления мировому сообществу всего многообразия форм культуры эпохи 'детства человечества' сохранившихся здесь. Способы презентации могут быть самыми разными. Чем активнее и целенаправленней будет эта работа, тем быстрее регион будет интегрирован в туристическую индустрию. Причём в Удмуртии имеет смысл развивать экологический туризм, не требующий больших капитальных вложений (в гостиницы и т.п.). Для наполнения культурной программы здесь имеются все возможности: сохранившиеся народные обряды и праздники, традиционный уклад жизни и т.д. Для усиления привлекательности 'загрязнённого' промышленного региона необходимо подчёркнуть в нём наличие экологически чистых мест. Для этого есть как  реальные, так и образные средства. Удмуртию называют "род­никовым краем". В этой метафоре просматривается не толь­ко действительное отражение природных особенностей республики, но и особая чистота и незамутнённость сознания ее жителей. Любование ручейками, цветами, всей природой созвучно язы­ческому пантеизму удмуртов. Отзвуки экологи­ческого мировосприятия местных жителей можно уви­деть даже в символах государственности - гербе и флаге, спроектиро­ванных Ю. Лобановым. Лебедь на гербе Удмуртии - современное воплощение древнего тотема, ставшего национальным символом. Всё это может работать на создание позитивного имиджа  республики.

 В настоящее время Удмуртия известна как родина Чайковского и автомата Калашникова. Меньше в повседневную жизнь 'внедрена' финно-угорская мифология. А это также ценный и практически неисчерпаемый ресурс для  продвижения региона.  На работу в этом направлении и направлен наш проект. Организующим и смысловым центром проекта утка избрана неслучайно.

Значение утки как демиурга (творца) среднего мира в удмуртской религиозно-мифологической картине мира велико. По представлениям древних удмуртов, почти полностью совпадающим с общемировой мифологической традицией, земля со дна первичного океана была добыта уткой. У других народов это селезень, гагара или иные водоплавающие птицы. Этнографы считают, что образ утки был общим для всех уральских народов. Тотемические образы лебедя, гуся, утки (селезня) наиболее архаичные в древнем мировоззрении. Они связаны с доиндоевропейскими мифами о первородном яйце и птице, творящей мир. В Удмуртии элементы этих представлений сохранились до сегодняшнего дня (обязательное жертвоприношение  утки в святилище, реке, воде, лесу). Сам термин чож-утка, видимо, соотносится с чуж и обязателен в обозначении родственников по матери. (В.Владыкин, Л.Христолюбова). В топонимике Удмуртии есть деревни  с 'птичьими' названиями: Юськи  ( от лебедя), Чужьялово ( от утки) и т.д. Таким образом, тотемное прошлое не исчезло бесследно и по-прежнему живёт в современных символах, обрядах, традициях, в некоторых фамилиях, топонимике. Сбором этой информации занимается наш партнёр по проекту - Муниципальная библиотека им. В.Азина, где работает  этноклуб.

Для 'раскрутки' мифа об утке в рамках проекта  в музее в течение двух месяцев будет работать выставка 'Финноутки'. На ней планируется культурная программа: перформансы, выступления молодёжных ансамблей, презентация этноклуба 'Утки', Круглый стол 'Журналистская утка';  для детей игры 'Гуси-гуси' и показ мультфильмов с соответствующей тематикой, в начале октября традиционный обряд Юсь келян (проводы лебедей) на площадке около памятника Дружбы народов.   Этноклуб 'Утки' в библиотеке им.В.М.Азина будет работать в течение года, там же будет храниться база данных  мифов и легенд о водоплавающих птицах.