Развитые промышленные регионы проиграют от бюджетной реформы, считает Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Централизация доходов и перераспределение расходных обязательств, по оценке центра, проделают в региональных бюджетах-2005 дыру размером 100-150 млрд руб.

Федеральный бюджет-2005, основные параметры которого одобрены правительством, способен спровоцировать резкий рост напряженности в региональных бюджетах. Такие выводы сделал ЦМАКП, проанализировав проект бюджета-2005. Положение субъектов Федерации усложнится, отмечает Дмитрий Белоусов из ЦМАКП, из-за трех факторов - централизации налоговых доходов, сокращения доли федеральных трансфертов в ВВП и роста расходов на оплату социальных льгот, которые регионам вслед за федеральным бюджетом придется оплачивать не в натуральной форме, а деньгами.

Из-за налоговых новаций - передачи центру 1,5 процентного пункта налога на прибыль и водного налога, отмены налога на рекламу, доведения федеральной доли налога на добычу полезных ископаемых с 80% до 95% - регионы, по расчетам ЦМАКП, недосчитаются 40-60 млрд руб. Взамен Федерация возьмет на себя финансирование части социальных льгот. Однако до сих пор в масштабах всей страны льготы оплачивались всего на 40-45 млрд руб., к тому же большая часть льготников (ветераны труда, инвалиды) оставлены за регионами. На монетизацию льгот регионы потратят дополнительные 80 млрд руб., а от передачи части мандатов центру выиграют всего 20 млрд руб., считает Белоусов. Еще примерно 30 млрд руб. расходов потребует от территорий финансирование школ и профтехучилищ, которые раньше содержала Федерация. Общие потери регионов достигнут, по оценке ЦМАКП, 100-150 млрд руб.

Усугубляет ситуацию планируемое правительством сокращение бюджетной помощи регионам с 2,5% до 2% ВВП (примерно 90 млрд руб.). При этом методика распределения средств меняется, и на серьезную поддержку могут рассчитывать лишь самые низкообеспеченные регионы, констатирует Белоусов.

От перераспределения доходов и расходов сильнее всего проиграют не бедные территории, а зажиточные. Портрет 'неудачников-2005' Белоусов рисует так: 'Это регионы со средней бюджетной обеспеченностью (они получат меньше трансфертов), развитой промышленностью и торговлей (потеряют налоги) и высокой плотностью населения (большие затраты на компенсацию льгот). Больше всего этому профилю соответствуют старопромышленные области Урала, Поволжья и Центрального округа.

Оценки самих регионов подтверждают анализ ЦМАКП. По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Осеевского, потери города в 2005 г. достигнут 6,9 млрд руб. (в том числе 2,8 млрд руб. из-за снижения налогов). Челябинский губернатор Петр Сумин оценивает дополнительные расходы области и города на оплату льгот в 5 млрд руб., а налоговые потери - в 1-3 млрд руб. Аналогичную цифру потерь (5-7 млрд руб.) называет и замглавы Иркутской области Ирина Думова. А вот малонаселенная Еврейская АО, по словам депутата Госдумы Сергея Штогрина, потеряет от бюджетных новаций куда меньше - 0,2 млрд руб.

Директор департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров, однако, считает, что доходы и расходы регионов на 2005 г. сбалансированы. В недавнем интервью агентству 'Интерфакс' он напомнил, что регионы не обязаны монетизировать льготы: 'Это достаточно дорогостоящее мероприятие, и [часть регионов] сохранит натуральные льготы'.

Губернаторы попадают в трудное положение, отмечает Наталья Акиндинова из Центра развития. 'Раньше все льготники имели примерно одинаковые льготы, а теперь "федеральные" получат больше, чем раньше, а "региональные" - сколько сочтет возможным администрация', - говорит она. Скорость централизации доходных источников оказалась выше, чем темп передачи региональных обязательств центру, констатирует аналитик по регионам Standard & Poor's Феликс Эйгель.

'Мы вступаем в полосу неизвестности', - говорит сенатор Евгений Бушмин, предлагающий создать специальный федеральный резервный фонд в 40-45 млрд руб., чтобы помогать регионам оплачивать льготы.

Министр финансов Алексей Кудрин не имеет ничего против такого фонда, но предлагает ограничить его размер на 2005 г. 5 млрд руб.

Источник

Ведомости

26.07.2004, ?130 (1170)