Уже второй месяц длится очередной масштабный конфликт: противостояние ООО 'Удмуртрегионгаз' и РОАО 'Удмуртгаз' породило массу мнений и версий, каждая из которых вполне может оказаться достоверной. Правительство УР официально объявило об окончании войны, но ясность для рядового потребителя так и не наступила.

Активную PR-кампанию в СМИ развернули обе стороны. Полосные заказные материалы как в государственных, так и частных газетах позволили себе и 'Удмуртрегионгаз' и местные ГРО (газораспределительные организации).  Обратившись к этим публикациям как к источникам информации, мы поняли: придется искать какую-то 'третью' правду.  

 'Посредники'

Принципиальным в противостоянии компаний стал вопрос о том, кто же является посредником в схеме поставок газа населению, а следовательно, не имеет права собирать платежи потребителей. 'Удмуртрегионгаз' называет себя поставщиком, а республиканские газораспределительные организации он считает лишними. Последние, в свою очередь, клеймят структуру 'Газпрома'. Попробуем разобраться. Шесть лет назад, когда создавался 'Межрегионгаз', выделение торговли газом в отдельную сферу было мерой вынужденной. Доля оплаты за газ  в середине 90-х едва достигала 25 процентов годового объема поставок. Это грозило серьезными  последствиями не только газовой отрасли, но  и  экономике всей страны. Тогда 'Газпром' сознательно пошел на внутреннюю реструктуризацию и передал новой коммерческой организации  право продавать  производимую им продукцию на территории РФ.   Уже через два года  'кассир' поднял уровень  общей оплаты до 100%.  Причем  в счет погашения старых долгов 'Межрегионгаз' приобрел часть газораспределительных сетей в различных регионах России (сейчас 'Газпром' 'имеет отношение' к 70% российских ГРО).  Впоследствии из  состава 'Межрегионгаза' выделились самостоятельные  региональные компании, в их числе и ООО 'Удмуртрегионгаз'. 

Таким образом, состоялось отделение  функции продажи газа от его транспортировки по магистральным сетям высокого давления, принадлежащим 'трансгазам', и  по распределительным сетям низкого давления - собственности ГРО.  Это упорядочило финансовые потоки во всех трех сферах, хотя и привело  к возрастанию уровня монополизации в сфере газоснабжения. До 2002 года  'регионгазы' самостоятельно заключали договоры поставки, вели  учет газа и сбор выручки, отстаивали свои права в органах арбитража, проводили  маркетинговые исследования в регионах, словом,  действовали  как региональные операторы рынка, живя на разницу между оптовой и рыночной ценой на газ.  ГРО ('Удмуртгаз' и 'Ижевскгаз'), которые владеют сетями низкого давления, покупают газ у региональных "дочек" "Межрегионгаза". Они, в свою очередь, получают газ у самого "Межрегионгаза", а тот покупает у "Газпрома" топливо прямо на скважине. ГРО  зарабатывали на разнице в цене газа у "дочек" МРГ и у конечных потребителей, которая складывалась из составляющей на обслуживание газораспределительных  организаций.

В  2002 году председатель правления 'Газпрома' А. Миллер подписал документ под названием "Порядок распределения ресурсов газа ОАО 'Газпром' с учетом экспортных поставок и производства газа независимыми порганизациями". 

Новый документ регламентировал  все стадии получения лимитов на потребление газа конечными потребителями, и  с 2003 года полномочия ООО "Межрегионгаз" были сильно ограничены.   По сути, за МРГ остался только сбор и обработка информации для "Газпрома" да выбивание  старых долгов,  а поскольку  их доля  сократилась до 20% годового оборота,  организация встала перед выбором: либо найти новый финансовый источник, либо уйти с рынка.

Хотели как лучше

В этом же, 2002 году  Правительство РФ,  не без инициативы  'Газпрома',  решило пересмотреть существующую схему формирования розничных цен на газ.  Постановлением Правительства РФ были утверждены 'Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ'. Согласно документу,  конечная цена  для потребителей складывается из оптовой цены, платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) и тарифа на транспортировку.  Цель нововведения -  сделать более прозрачными тарифы на газ и отделить транспортные затраты от сбытовых.  Уже 1 октября 2002 г. ПССУ ввели для 32 "дочек" "Межрегионгаза", поставляющих газ промышленным потребителям, а спустя год, 24 сентября 2003 г., федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) решила установить ПССУ и для всех остальных сбытовых структур МРГ. 

Ранее ПССУ и тарифы на транспортировку  были объединены в одну составляющую и регулировались региональными энергокомиссиями.

И все было бы ничего, если  бы в июне того же года не вышло распоряжение ФЭК, по которому тариф ПССУ (около 10% от конечной цены) устанавливался только для организаций, имеющих статус регионального поставщика газа (РПГ). Таким образом, ГРО, не обладающие статусом РПГ, могут получать лишь плату за транспортировку,  а ПССУ перечисляется дочерним структурам "Межрегионгаза".

На недавней пресс-конференции и.о. главы удмуртского правительства Виктор Савельев пояснил  журналистам, что газоснабжающими организациями в Удмуртии являются 'Удмуртгаз' и 'Ижевскгаз', то есть ПССУ должна оставаться у них. Однако это противоречит постановлению ФЭК РФ, которым установлена ПССУ для 'регионгазов'  и фиксированный тариф на транспортировку для местных ГРО.  Решение принято и выполнять его придется. Другое дело, чем это обернется для ГРО. Специалисты считают, что  введение ПССУ не только лишает независимые ГРО экономической самостоятельности, но и будет приносить "Газпрому" в год  дополнительно более $200 млн.

Против 'Газпрома' нет приема

Наступление 'регионгазов' на ГРО идет в той трети российских регионов (к ним относится и Удмуртия), где газораспределительные организации являются независимыми от 'Межрегионгаза' и, следовательно, 'Газпрома' структурами. В большинстве 'подконтрольных' регионов переход на новую систему произошел еще в прошлом году и без особого шума.  У нас же образовался конфликт - 'Газпром'  вытесняет с рынка не принадлежащие ему ГРО.  Те, в свою очередь, боятся, что  не  смогут обслуживать сети и существовать лишь  на одну  'транспортировку'. Кроме того, нет никакой  уверенности, что и эта часть  платежа  после сбора будет возвращаться в ГРО своевременно, без образования задолженности.  Сейчас тот же 'Ижевскгаз' должен 'Удмуртрегионгазу' больше 100 млн рублей, так что последний в процессе работы может просто не доплатить ГРО эту сумму на вполне законных основаниях.

Аналогичная ситуация сложилась  в ряде регионов, но они ждать не стали и в декабре 2003  года обратились с жалобой в Министерство по антимонопольной политике (МАП) РФ.  Там по заявлениям ГРО  Астраханской, Ростовской областей и Краснодарского края возбудили дело  в отношении 'Газпрома', ФЭК РФ и ООО "Межрегионгаз". В частности,  ФЭК обвинялась  в том, что отказывалась устанавливать плату за ПССУ для организаций, не имеющих статуса региональной компании по сбыту газа,  газовики - в вытеснении этих организаций с рынка. 

Глава МАП Илья Южанов заявил  на пресс-конференции в конце декабря, что "получается странная ситуация, когда вместо того, чтобы контролировать транспортировку газа, мы пытаемся контролировать его продажу. Федеральная и региональная энергокомиссии, договорившись с "Газпромом", делают реформу наоборот.  Несмотря на то, что ФЭК объясняет передачу ПССУ от ГРО к "регионгазам" желанием отделить конкурентную деятельность (сбыт) от монопольной (транспорт), на практике происходит монополизация сбыта путем вытеснения с газового рынка ГРО. У "регионгазов" нет инфраструктуры для доставки газа конечным потребителям, они используют для этого имущество ГРО - сети. При этом последних  искусственно выдавливают с газового рынка. Сбытовая надбавка должна быть у того, у кого будет договор с потребителем".   Естественно, так не считают в 'Газпроме',  цель которого  взять под контроль все оставшиеся независимые ГРО.

15 января 2004 года комиссия МАП РФ признала факт нарушения статьи 8 закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках в виде согласованных действий ФЭК России, ООО "Межрегионгаз" и ОАО "Газпром".

Однако по ряду пунктов обвинение было снято: в частности, МАП не возражает, чтобы 'регионгазы' продавали газ напрямую населению.  

Третий лишний

На прошлой неделе  Виктор Савельев официально принял сторону 'Удмуртгаза' и фактически обвинил 'Удмуртрегионгаз' в неправомерных действиях.                                                                                                Позиция республиканского руководства понятна. Правительство УР входит в состав учредителей РОАО 'Удмуртгаз', администрация Ижевска имеет долю в 'Ижевскгазе'. Таким образом, у официальных структур есть  прямой финансовый интерес. Вполне понятно и опасение  получить на территории республики еще одного абсолютного монополиста вроде 'Удмуртэнерго', которое за долги без особых сантиментов может понизить температуру теплоносителя в жилом фонде. Такими же рыночными  методами убеждения активно пользуется и 'Межрегионгаз', и его филиал в Удмуртии при работе с крупными  отребителями.                                                                                                 

Сторонам, по-видимому, предстоит еще не одно судебное разбирательство, а пока ни та ни другая свою правоту окончательно не доказала, есть большая доля вероятности, что жители Ижевска,  Завьяловского, Малопургинского, Якшур-Бодьинского районов, из-за которых и разгорелся основной спор, получат в феврале две платежки.   В такой сложной ситуации, наверное, безопаснее всего будет  послушаться совета Виктора Савельева: платить по-старому:  И ждать,  пока наверху разрешат все недоразумения.