Уже второй месяц длится очередной масштабный конфликт: противостояние ООО 'Удмуртрегионгаз' и РОАО 'Удмуртгаз' породило массу мнений и версий, каждая из которых вполне может оказаться достоверной. Правительство УР официально объявило об окончании войны, но ясность для рядового потребителя так и не наступила.
Активную PR-кампанию в СМИ развернули обе стороны. Полосные заказные материалы как в государственных, так и частных газетах позволили себе и 'Удмуртрегионгаз' и местные ГРО (газораспределительные организации). Обратившись к этим публикациям как к источникам информации, мы поняли: придется искать какую-то 'третью' правду.
'Посредники'
Принципиальным в противостоянии компаний стал вопрос о том, кто же является посредником в схеме поставок газа населению, а следовательно, не имеет права собирать платежи потребителей. 'Удмуртрегионгаз' называет себя поставщиком, а республиканские газораспределительные организации он считает лишними. Последние, в свою очередь, клеймят структуру 'Газпрома'. Попробуем разобраться. Шесть лет назад, когда создавался 'Межрегионгаз', выделение торговли газом в отдельную сферу было мерой вынужденной. Доля оплаты за газ в середине 90-х едва достигала 25 процентов годового объема поставок. Это грозило серьезными последствиями не только газовой отрасли, но и экономике всей страны. Тогда 'Газпром' сознательно пошел на внутреннюю реструктуризацию и передал новой коммерческой организации право продавать производимую им продукцию на территории РФ. Уже через два года 'кассир' поднял уровень общей оплаты до 100%. Причем в счет погашения старых долгов 'Межрегионгаз' приобрел часть газораспределительных сетей в различных регионах России (сейчас 'Газпром' 'имеет отношение' к 70% российских ГРО). Впоследствии из состава 'Межрегионгаза' выделились самостоятельные региональные компании, в их числе и ООО 'Удмуртрегионгаз'.
Таким образом, состоялось отделение функции продажи газа от его транспортировки по магистральным сетям высокого давления, принадлежащим 'трансгазам', и по распределительным сетям низкого давления - собственности ГРО. Это упорядочило финансовые потоки во всех трех сферах, хотя и привело к возрастанию уровня монополизации в сфере газоснабжения. До 2002 года 'регионгазы' самостоятельно заключали договоры поставки, вели учет газа и сбор выручки, отстаивали свои права в органах арбитража, проводили маркетинговые исследования в регионах, словом, действовали как региональные операторы рынка, живя на разницу между оптовой и рыночной ценой на газ. ГРО ('Удмуртгаз' и 'Ижевскгаз'), которые владеют сетями низкого давления, покупают газ у региональных "дочек" "Межрегионгаза". Они, в свою очередь, получают газ у самого "Межрегионгаза", а тот покупает у "Газпрома" топливо прямо на скважине. ГРО зарабатывали на разнице в цене газа у "дочек" МРГ и у конечных потребителей, которая складывалась из составляющей на обслуживание газораспределительных организаций.
В 2002 году председатель правления 'Газпрома' А. Миллер подписал документ под названием "Порядок распределения ресурсов газа ОАО 'Газпром' с учетом экспортных поставок и производства газа независимыми порганизациями".
Новый документ регламентировал все стадии получения лимитов на потребление газа конечными потребителями, и с 2003 года полномочия ООО "Межрегионгаз" были сильно ограничены. По сути, за МРГ остался только сбор и обработка информации для "Газпрома" да выбивание старых долгов, а поскольку их доля сократилась до 20% годового оборота, организация встала перед выбором: либо найти новый финансовый источник, либо уйти с рынка.
Хотели как лучше
В этом же, 2002 году Правительство РФ, не без инициативы 'Газпрома', решило пересмотреть существующую схему формирования розничных цен на газ. Постановлением Правительства РФ были утверждены 'Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ'. Согласно документу, конечная цена для потребителей складывается из оптовой цены, платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) и тарифа на транспортировку. Цель нововведения - сделать более прозрачными тарифы на газ и отделить транспортные затраты от сбытовых. Уже 1 октября 2002 г. ПССУ ввели для 32 "дочек" "Межрегионгаза", поставляющих газ промышленным потребителям, а спустя год, 24 сентября 2003 г., федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) решила установить ПССУ и для всех остальных сбытовых структур МРГ.
Ранее ПССУ и тарифы на транспортировку были объединены в одну составляющую и регулировались региональными энергокомиссиями.
И все было бы ничего, если бы в июне того же года не вышло распоряжение ФЭК, по которому тариф ПССУ (около 10% от конечной цены) устанавливался только для организаций, имеющих статус регионального поставщика газа (РПГ). Таким образом, ГРО, не обладающие статусом РПГ, могут получать лишь плату за транспортировку, а ПССУ перечисляется дочерним структурам "Межрегионгаза".
На недавней пресс-конференции и.о. главы удмуртского правительства Виктор Савельев пояснил журналистам, что газоснабжающими организациями в Удмуртии являются 'Удмуртгаз' и 'Ижевскгаз', то есть ПССУ должна оставаться у них. Однако это противоречит постановлению ФЭК РФ, которым установлена ПССУ для 'регионгазов' и фиксированный тариф на транспортировку для местных ГРО. Решение принято и выполнять его придется. Другое дело, чем это обернется для ГРО. Специалисты считают, что введение ПССУ не только лишает независимые ГРО экономической самостоятельности, но и будет приносить "Газпрому" в год дополнительно более $200 млн.
Против 'Газпрома' нет приема