На днях совет директоров второго (после 'АвтоВАЗа') производителя легковых автомобилей в России - компании 'ИЖ-Авто' - одобрил заключение обществом кредитного договора со Сбербанком России на общую сумму до 6 млрд руб. На предприятии отказались назвать конкретные проекты, реализация которых потребовала таких объемов финансирования. 'На текущие нужды', - ограничился пояснениями сотрудник пресс-центра 'ИЖ-Авто'. В группе 'СОК', контролирующей Ижевский автозавод, комментариев получить не удалось. Эксперты предполагают, что 'Иж-Авто' запасается финансовыми ресурсами, для того чтобы иметь возможность начать на предприятии производство не только устаревшей Kia Spectra, но и более современных моделей корейского происхождения.

ОАО 'ИЖ-Авто' (г. Ижевск, Удмуртия) - второй по объемам производства автомобильный завод в России. За 10 месяцев 2004 г. компания изготовила 90,35 тыс. машин. Выручка компании за 9 месяцев составила 8,7 млрд руб., чистая прибыль - 195 млн руб. Крупнейшим акционером предприятия является группа компаний 'СОК', которой принадлежит свыше 76% акций 'Иж-Авто'. Основной миноритарий - ОАО 'Ижмаш', на базе активов которого и было создано 'ИЖ-Авто', в настоящее время владеет только 15,1% акций компании.

На этой неделе совет директоров 'ИЖ-Авто' одобрил получение кредитных средств в удмуртском филиале Сбербанка России на сумму до 6 млрд руб. под залог производственных активов. Из решения совета следует, что предприятие сможет воспользоваться отдельными суммами в течение 1 года со сроком пользования каждой полученной суммой до 5 лет под процентную ставку до 20% годовых. В пресс-службе 'ИЖ-Авто' RBC daily не смогли назвать конкретных проектов, на которые компания намерена направить кредитные средства. 'На текущие расходы', - заявили на предприятии. 'Значительная часть средств будет направлена на закупку комплектующих, а также на реализацию проекта по производству Kia Spectra', - пояснил сотрудник пресс-центра. В группе компаний 'СОК' комментариев, проясняющих судьбу 200 млн долл. от Сбербанка, получить не удалось.

Между тем объем предполагаемого финансирования намного больше, чем весь объем декларируемых инвестиций в проект создания производства Kia Spectra (60 млн долл.), а ежегодный объем закупки комплектующих для 'ИЖ-Авто' едва превышает 300 млн долл. В результате получается, что из привлекаемых 200 млн долл. в лучшем случае только половина может быть потрачена на заявленные цели (если, конечно, 'ИЖ-Авто' не намерено производить автомобили на склад - в таком случае компания может с лихвой потратить все деньги Сбербанка, закупая комплектующие).

Отраслевые аналитики затруднились предположить конкретные проекты, на которые 'ИЖ-Авто' могли потребоваться такие деньги. 'Российскому автопрому постоянно нужны деньги, чтобы модернизировать производство и выводить новые модели', - заявил RBC daily Владимир Луньков, аналитик 'Антанта Капитал'. Его коллега, пожелавший остаться неназванным, предположил, что 'ИЖ-Авто' готовится к освоению на своих площадях не только устаревшей модели Kia Spectra, но и более продвинутых моделей корейского происхождения. 'В таком случае предприятию понадобятся большие инвестиции, чем в проект Spectra', - полагает он. Если предположения эксперта верны, то стоит ожидать, что в ближайшее время группа 'СОК' объявит о 'расширении сотрудничества' с Kia Motors или даже найдет себе еще одного партнера. В таком случае остается надеяться, что новый партнер не будет продавать 'ИЖ-Авто' оборудование для производства старых автомобилей.

Владислав Серегин, 25.11.2004

Источник http://www.rbcdaily.ru