Государственный центр современного искусства (Калининградский филиал), Уральский государственный университет (Центр современной культуры) представляют  Партнерский международный социо-культурный проект 'ХУДОЖНИК и ОРУЖИЕ'.  Презентация проекта состоится 24 октября в 21.00 в спорт-кафе 'ПЯТНИЦА'  (ул. Зенитная, 4). В рамках данного проекта состоятся видеоинсталляции художников, открытие выставки и перформанс-фуршет 'Разминирование' (Виктор Давыдов и Анатолий Кобылянский, Екатеринбург). Выставка 'Камуфляж быта - тагильский поднос: Современное искусство в технологии лаковой росписи по металлу' демонстрирует творческие рефлексии художников  на тему милитаризации современного общества. Итогом выставочного проекта стали 50 подносов с воспроизведенными эскизами художников разных регионов России, Германии, Швеции, Франции. Основное отличие данной выставки от использования традиционных промыслов  как средства современного искусства в том, что кустарные приемы и подносы - только основа, способная принять на свою поверхность результаты эстетических экспериментов современных художников на заданную кураторами тему. Эскизы художников воспроизведены с соблюдением всех традиционных приемов уральской ручной кистевой лаковой росписи по металлу.

История Тагильского подноса. Зарождение нижнетагильской лаковой росписи по металлу обязано расширением в начале 18 века 'железного' военного производства на Урале. Стремясь к совершенствованию технологии обработки железа, Никита Демидов, заводовладелец и ведущий поставщик металла для 'военных нужд государства', закупал новейшее оборудование, в т.ч. партию плющильных прессов, при помощи которых изготавливали листовое железо. Мода на 'чаевничание' спровоцировала кустарей-железоделов на создание из остатков проката подносов - плоского широкого блюда с высоким бортиком. Естественное желание повысить спрос на свою продукцию привело промысловиков к мысли о живописном украшательстве податливой к краске поверхности, и подносы стали расписывать 'назидательными картинами' и цветочными узорами. В таком виде - расписанные вручную и покрытые прозрачным лаком - подносы существуют вот уже третье столетие, без видимых изменений в производстве. Современные технологии военного производства активно влияют сейчас на ход подносного промысла - танковая грунтовка как нельзя лучше заменяет ранее использовавшуюся меловую основу для грунта, а 'назидательные исторические сюжеты' сменили милитаристские имиджи, созданные современными художниками. Это восстанавливает справедливость истории - поднос, 'побочная' продукция военного производства, украшен теперь  Fashion камуфляжем.

Автор и ведущий проекта Евгений Уманский (ГЦСИ, Калининград). Кураторы: Олег Лысцов и Юлия Гниренко (ЦСК УрГУ, Екатеринбург).

25 октября с 18.00 будут проходить персональные презентации (видеоинсталляции) участников проекта: Юрий Васильев (Калининград), Олег Лысцов (Нижний Тагил), Матс Хельм (Стокгольм), Энрике Език (Мехико).

Кроме того, можно будет увидеть перформанс (АК-47), автор -   Энрике Език (Мехико) при поддержке фонда  CONACULTA.

Непрекращающиеся военные конфликты, подаваемые СМИ как реалити-шоу, служат своего рода ежедневной дозой 'Junk-галлюциногена' для жаждущего подобной информации потребителя. Что приводит массового зрителя к невосприимчивости реальности, а зачастую к нечувствительности, и в итоге к неспособности сострадать и анализировать происходящее.

Проект 'Художник и Оружие' показывает новые возможности осмысления военной темы средствами современного искусства. В качестве главного потенциала для рефлексии художника предложена глобальная проблема 'милитаризации создания' общества - принятия мировыми державами и социальными институтами череду локальных войн как неизбежного фактора современной цивилизации. Широкий диапазон толкований участниками проекта феномена войны - от любования дзеновской красотой оружия и его убийственной технологичностью, наслаждения военной  романтикой и специфической эротикой, до интереса к тактикам солдат-профессионалов и использованию методов партизан - показывает актуальность 'военных имплантантов жизни'.

В проекте принимают участие художники из России, Швеции, Швейцарии, США, Румынии, Боснии и Герцеговины, Мексики, Нидерландов и Израиля.

Кураторы проекта: Евгений Уманский и Ирина Чеснокова (ГЦСИ, Калиниград), Олег Лысцов и Юлия Гниренко (ЦСК УрГУ, Екатеринбург), Стефани Бензаквен (ЦСИ, Хайфа, Израиль).