В октябре месяце преступная деятельность расхитителей черных металлов на Ижевском отделении приняла неожиданно большой размах (ранее главной проблемой было хищение цветных металлов). 8 октября 2004 г. двое подростков осуществили хищение железнодорожных подкладок на перегоне Кокмож-Сюрек. Сотрудникам уголовного розыска Ижевского линейного отдела внутренних дел на транспорте (ЛОВДТ) удалось выйти на них после проведения проверок пунктов приема лома черных и цветных металлов. Общий вес похищенного составил 2 тонны. Вывозили железнодорожные подкладки преступники на мотоцикле 'Иж-Планета'. Подростки задержаны, похищенное изъято. Сотрудники ЛОВДТ предполагают, что это далеко не первое хищение, совершенное этими подростками, проживающими в пос. Пижыл Сюмсинского района Удмуртии. 13 октября 2004 г. четверо учащихся Ягульской средней школы Кизнерского района УР совершали хищение рельсовых накладок на ст. Ягул. Их заметили работники железной дороги. Сотрудники Ижевского ЛОВДТ задержали подростков прямо на месте преступления. 20 октября 2004 г. на ст. Можга (Можгинский район Удмуртии) было предотвращено хищение 30 железнодорожных костылей. Похитителями оказались трое учащихся Можгинской средней школы, которые были задержаны работниками транспортной милиции в момент хищения. Подростков заметили и сообщили в дежурную часть ЛОВДТ сотрудники Ижевского отряда ведомственной охраны. Несмотря на то, что Ижевское отделение ГЖД находится на территории пяти субъектов РФ, все случаи хищений черных металлов в октябре зафиксированы на территории Удмуртии. Всего хищений черных металлов на Ижевском отделении ГЖД в 2004 году выявлено 18 (включая вышеописанные).

Как правило, в подавляющем большинстве случаев хищения осуществляют жители поселков, находящихся недалеко от магистрали, разбирают светофоры и рельсы, крадут запасные части верхнего строения пути, детали поездов, забираются в составы и на ходу выбрасывают металл из полувагонов. Чаще всего воровством металла занимаются дети из неблагополучных семей в возрасте от 7 до 15 лет, что и подтверждают все вышеприведенные случаи.

В случае если сумма ущерба составляет свыше 600 руб. для подростков с 14 лет наступает уголовная ответственность. И наказание, соответственно, может быть очень суровым - до 5 лет лишения свободы. Подростки младше 14 лет ставятся на учет в милицию, а возмещают ущерб и выплачивают штрафы уже их родители.

Определенная доля ответственности за происходящее лежит и на работниках железной дороги (в первую очередь, на путейцах). Достаточно часто вдоль путей после ремонтных работ остаются без присмотра запасные части верхнего строения пути, шпалы, рельсы. В ряде случаев нет защитных сеток и колпаков на светофорах. Однако решать проблему можно лишь кардинальным изменением социально-экономической ситуации в селах Удмуртии к лучшему. Пресс-служба Ижевского отделения ГЖД.