Российские нефтяники от рекордных цен на нефть получают меньше выгод, чем их зарубежные коллеги. Сейчас разница между сортом Brent и российской нефтью марки Urals достигла $8 за баррель - рекордный разрыв за последние 10 лет.

В понедельник стоимость ноябрьских фьючерсов на эталонный сорт Brent на Лондонской бирже впервые перешагнула $50 за баррель (вчера цена составила $50,43). В США полтинник пройден уже давно.

А вот доходы российских нефтяников и бюджета растут не столь стремительно. Дело в том, что отечественная нефть марки Urals стоит дешевле (вчера - $43,82 за баррель по данным Reuters), причем разрыв в ценах, как отмечает в своем отчете аналитик Альфа-банка Кристофер Уифер, в последнее время заметно увеличился (см. график). Позавчера разница в цене этих двух сортов нефти установила десятилетний рекорд - $8 за баррель. Средний за последние 10 лет спрэд между Brent и Urals, по расчету Уифера, составлял $1,3 за баррель.

Если бы цена Urals не отдалилась от Brent, Россия получила бы на $3 млрд больше: $2,4 млрд - федеральный бюджет и $600 млн - нефтяные компании, пишет Уифер. Всего, по его оценке, в 2004 г. Россия заработает на экспорте сырой нефти $55 млрд.

Впрочем, это 'теоретические потери', подчеркивает аналитик. Он уверен, что разница в цене двух сортов нефти не сохранится долго: существенный разрыв, как правило, не держится дольше одного-двух кварталов, так что к началу 2005 г. цены снова могут сблизиться. 'Но с таким разрывом полностью сократить разницу понадобится больше времени: Это показывает, как неустойчивы доходы от российского нефтяного экспорта', - резюмирует Уифер, отмечая несколько причин возросшего дисконта.

Это прежде всего то, что российская нефть продается в основном в Европу - при том что большую часть возросшего спроса на нефть обеспечивают Северная Америка и Азия, где и цены выше. К тому же на европейские рынки поступает более качественная, чем российская, ближневосточная нефть.

Спрос на Urals падает и из-за ужесточения экологических требований, говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов. По его словам, европейские НПЗ требуют менее сернистую нефть, а ее в Европу сейчас поставляют ОАЭ и Ирак. 'По сернистости она похожа на Urals, но эта нефть легче, ее качество выше', - объясняет Милов. 'Миру нужно больше легкой нефти', - соглашается аналитик Energy Intelligence Дэвид Нэпп.

В нефтяном агентстве Argus увеличение спрэда Urals к маркерным сортам считают закономерным. Причина в слишком большом предложении на европейском рынке сернистых нефтей, за счет которых ОПЕК в последние месяцы наращивает производство. Из членов картеля, полагают в Argus, увеличить предложение низкосернистой нефти могла бы Нигерия, но там сейчас забастовка.

А менеджер крупной российской нефтяной компании убежден, что Россия сама 'заваливает' свой рынок. По его мнению, если цена Brent зависит не только от спроса и предложения, но и подвержена спекулятивным факторам, то Urals имеет жесткий потолок спроса в Европе. Между тем неожиданное резкое увеличение поставок из Приморска придавило цены сначала в Роттердаме, а затем - в результате арбитражных поставок - и в Средиземноморье. 'Добило рынок сернистой нефти увеличение ее производства в Ираке', - говорит собеседник 'Ведомостей'. По мнению нефтяника, переломить эту тенденцию Россия может только за счет выхода на нетрадиционные для нее рынки Северной Америки и Юго-Восточной Азии.

Представитель другой крупной компании соглашается с тем, что выход на новые рынки может улучшить ситуацию, но 'не кардинально'. Он добавляет, что, если мировые цены пойдут вниз, спрэд пропорционально не сократится и еще долго будет большим. А Милов полагает, что вскоре цена Urals, который мало торгуется на биржах, 'подрастет' вслед за индикативными, биржевыми. 'Это всегда происходит с некоторым запозданием, после биржевого прыжка. Ведь разница между фактическими качествами Brent и Urals не столь высока, она тянет всего на $2-3 за баррель', - поясняет он.

источник

Ведомости

13.10.2004, ?187 (1227)