На будущей неделе пройдет презентация новой информационно-аналитической системы, за считанные минуты определяющей, что, как и в каких пропорциях сообщают СМИ о тех или иных компаниях, партиях, персонах. Новинка под названием "Медиалогия" ("М") выдает медийный вес "объекта" и отношение к нему журналистов, сравнивает его положение с конкурентами по рынку и даже показывает матрицу складывающейся вокруг него ситуации в российских СМИ, включая региональную печать, радио и ТВ (всего 700 источников информации). На старте думской кампании такая новинка может быть весьма актуальна, а полученные с помощью этой системы результаты могут стать наряду с данными соцопросов одним из инструментов предвыборной борьбы.
Так, например, матрица (сравнение индекса информационного благоприятствования и количества упоминаний) медиаситуации вокруг лидирующих партий за последнее лето говорит о том, что лучше и больше всего пишут про КПРФ. Не очень хорошо, но много про "Единую Россию". В позитиве, но с гораздо меньшим количеством упоминаний, идет СПС. Мало и негативно говорят о "ЯБЛОКЕ".
Одним из владельцев программы и членом совета директоров компании "М" стал экс-заместитель главы правительственного аппарата Алексей Волин. В канун большой кампании хозяева "М" ждут ажиотажного спроса на систему. Волинская команда рассчитывает, что с удорожанием и ужесточением выборов будущие клиенты с радостью сэкономят на людских ресурсах при мониторинге и аналитике СМИ. Особенность системы в том, что, не доверяя полностью компьютеру, данные обрабатывает еще и довольно большая команда специалистов, которые задают машине нужные характеристики - скажем, тон упоминания, значимость объектов, вес издания.
Корреспондента "НГ", впрочем, больше интересовала практическая сторона дела. По его просьбе, сотрудники компании сделали запрос, как часто, в связи с чем и в каком контексте упоминалось российское правительство и его руководитель. Выяснилось следующее. О правительстве пишут и говорят больше, чем о его главе, и при этом хуже, чем о Михаиле Касьянове. Но в целом динамика восприятия этого органа власти куда ровнее, чем скачущая кривая рейтинга премьер-министра. В целом в негативе (565) Касьянов представлен чаще, чем в позитиве (180). Пик роста его рейтинга пришелся на время назначения двух вице-премьеров - Алешина и Кареловой.
Самым популярным (в зеркале СМИ) среди партийных боссов в последнюю неделю стал глава МВД. Впрочем, интерес прессы вызвала операция по изъятию большой партии героина (что и комментировал Грызлов), а отнюдь не деятельность министра на должности главы Высшего совета "Единой России". А неделей раньше наибольший журналистский ажиотаж был вокруг Бориса Немцова. Система подсказала, что популярность Бориса Ефимовича, связана как раз с его прямой профессией - лидера партии активно цитировали в связи с начавшемся в регионах активным превью стратегии СПС в канун избирательной гонки.
Любопытно, что "Медиалогии" все равно с чем работать: она может при желании определить "публичное место", скажем, нового стирального порошка. Но политический аспект, конечно, будет превалировать: помимо бывшего замглавы правительственного аппарата, в "М" трудятся и другие экс-чиновники от PR из правительства и президентской администрации (гендиректором "М" стал бывший пресс-секретарь Кириенко Константин Войцехович). Волин подтверждает, что в проекте участвует компьютерная компания IBS, но деньги на него, по словам Волина, россияне получили "из международных источников".