и чуть не взорвали
 
       Ситуация вокруг нефтегазовых предприятий Башкирии становится все более напряженной. В пятницу коллегия Счетной палаты обвинила НК "Башнефть" в занижении налогооблагаемой базы, в тот же день глава Министерства по налогам и сборам Геннадий Букаев встретился с президентом Башкирии Муртазой Рахимовым и обсудил задолженность уфимских НПЗ перед федеральным бюджетом. В субботу стало известно о попытке покушения на гендиректора ООО "Баштрансгаз" Александра Веремеенко. Его младший брат Сергей возглавляет Межпромбанк, который башкирские власти обвиняют в намерении скупить основные предприятия башкирского ТЭКа.

       Сергей и Александр Веремеенко входили в ближний круг семьи президента Башкирии Муртазы Рахимова. Еще несколько лет назад Межпромбанк вел все крупнейшие инвестпроекты в республике, а Александр Веремеенко возглавлял уфимское отделение банка. В апреле прошлого года Александр Веремеенко был назначен руководителем "Баштрансгаза", регионального дочернего предприятия "Газпрома". Это назначение глава "Газпрома" Алексей Миллер провел без одобрения региональных властей, имевших свои виды на этот пост. В это время отношения между братьями Веремеенко и Муртазой Рахимовым окончательно испортились.
       В последнее время отношения республиканского руководства и братьев Веремеенко обострились еще сильнее - власти Башкирии заговорили о намерении Межпромбанка в альянсе с "другими олигархическими союзниками" поучаствовать в приватизации башкирской нефтяной отрасли. Данных, подтверждающих эту версию, предостаточно. По данным Ъ, Сергей Веремеенко провел переговоры с председателем совета директоров "Базового элемента" Олегом Дерипаской о том, чтобы вести в Башкирии согласованную политику. Прежде всего это касается "Башнефти", на собрании акционеров которой 28 апреля был утвержден состав совета директоров, в который не попали кандидаты, выдвинутые компаниями "Базовый элемент" и Vostok Nafta.
       Стремлением Межпромбанка вернуть себе утраченные позиции в Башкирии, возможно, объясняется и кампания, которую Министерство по налогам и сборам начало против НПЗ, входящих в ОАО "Башнефтехим", и самой "Башнефти". МНС утверждает, что заводы вовсю пользовались налоговыми льготами в 2000-2001 годах и недоплатили в федеральный бюджет 10 млрд руб. только акцизов на нефтепродукты. Поскольку Сергей Веремеенко и глава МНС Геннадий Букаев близко знакомы, башкирские власти считают, что претензии к предприятиям республики неслучайны - министерство якобы помогает Межпромбанку в намерении обанкротить их и скупить по дешевке.
       По данным информагентства РБК, в пятницу Геннадий Букаев встретился с Муртазой Рахимовым. Президент республики согласился с требованиями МНС по выплате задолженности уфимских НПЗ перед федеральным бюджетом по акцизам. Впрочем, официально данные о встрече господ Рахимова и Букаева не подтвердили ни МНС, ни администрация президента Башкирии. Однако в тот же день к "травле" башкирских нефтяников подключилась и Счетная палата. Ее коллегия обнародовала результаты проверки, из которых, в частности, следует, что при заключении договоров на переработку сырья "Башнефти" устанавливались нормы потерь, "значительно превышавшие технологически обоснованные". Поэтому только от предприятий, перерабатывающих нефть на ОАО "Уфанефтехим", бюджет в 2002 году не получил 1,5 млрд руб. налогов.
       В субботу ситуация вокруг башкирских предприятий обострилась еще сильнее. По сообщению пресс-службы "Баштрансгаза", в ночь на 13 мая на дверь дома Александра Веремеенко неизвестные злоумышленники установили растяжку с гранатой Ф-1. Преступников спугнула сторожевая собака - встревоженный ее лаем охранник обнаружил гранату на двери, а рядом пакет с еще четырьмя гранатами и пластиковой бутылкой с белым порошком - предположительно гексогеном.
       В "Баштрансгазе" утверждают, что покушение на Александра Веремеенко связано скорее всего с его политической деятельностью - на выборах в Госсобрание республики он выставлял свою кандидатуру в Ермолаевском округе и набрал около 25% голосов. Однако удивляет, что это сообщение было распространено не в день покушения, а в субботу - после заявлений Счетпалаты и встречи Геннадия Букаева с Муртазой Рахимовым. Создается впечатление, что эта информация оказалась весьма кстати для дальнейшей дискредитации республиканских властей.