Компания "Башнефть", подконтрольная правительству Башкирии, бросила вызов структурам Олега Дерипаски. Вчера представители миноритарных акционеров "Башнефти" на ее годовом собрании не смогли провести в совет директоров компании представителя "Базового элемента" Дэвида Джеованиса. Им попросту не удалось зарегистрироваться для участия в собрании.
Основной акционер "Башнефти" - Башкирская топливная компания (БТК, контролируется правительством республики) , она владеет 63,7% акций. Еще 2,5% акций напрямую принадлежит правительству Башкирии. По оценкам аналитиков, на свободном рынке обращаются не более 10 - 15% акций компании, остальные бумаги контролируются ее менеджментом. "Башнефть" - компания с падающей добычей: в 1995 г. она произвела 17,7 млн т нефти, а в 2002 г. - 12 млн т. Чистая прибыль за девять месяцев 2002 г. сократилась на 59% до 3,9 млрд руб. , выручка упала на 6% до 31,9 млрд руб.
"Башнефть" - одна из самых закрытых российских нефтекомпаний. В ее совет директоров входят только чиновники башкирского правительства и ее же менеджеры. В этом году в совет впервые были выдвинуты представители миноритариев - представитель фонда Vostok Nafta Алекс Уильямс и исполнительный директор Basic Element Holding Дэвид Джеованис. "Базэлу" не хватало акций для выдвижения своего кандидата, и Джеованиса также выдвинул Vostok Nafta.
Уильямс рассказал "Ведомостям", что к собранию миноритарии, в том числе и члены Ассоциации по защите прав инвесторов (АПИ) , консолидировали более 10% акций "Башнефти". Эти голоса они решили отдать Дэвиду Джеованису. "В Башкирии очень много политических проблем. И мы хотели бы иметь сильного партнера, чтобы их решить", - пояснил он этот выбор.
Однако у самих миноритариев "Башнефти" проблемы начались даже раньше, чем они предполагали. Уильямс рассказал "Ведомостям", что вчерашнее годовое собрание акционеров "Башнефти" должно было начаться в 18. 30 по местному времени, а регистрация участников стартовала только в 17. 30. "Для регистрации юрлиц было выделено всего три человека, и они каждую доверенность [на голосование] рассматривали минут по 20. А те, кто должен был регистрировать физлиц, просто ничем не занимались, - рассказывает собеседник "Ведомостей". - В итоге мы вошли в зал только в 18. 50. Но нам объявили, что собрание уже закончено. Нас лишили права не только проголосовать, но даже выступить и объявить нашу позицию".
"[Будучи в Уфе, ] я чувствовал, что я не в России. Все увиденное еще раз убеждает нас в том, что "Башнефти" нужны независимые директора", - добавляет Дэвид Джеованис.
Эксперт АПИ Игорь Репин, который на собрании должен был голосовать акциями членов ассоциации, заявил "Ведомостям", что результаты собрания вчера объявлены не были, а представители компании и правительства "быстро ушли" и не стали общаться с миноритарными акционерами. Репин не исключает, что у миноритариев, "возможно, найдутся основания для оспаривания итогов" собрания "Башнефти".
Чиновники и сотрудники "Башнефти" вчера не готовы были комментировать произошедший инцидент. Марат Ямалов, пресс-секретарь главы Башкирии Муртазы Рахимова, переадресовал вопросы "Ведомостей" в саму компанию. А помощник гендиректора "Башнефти" Наиль Ризванов еще до начала собрания заявил, что сможет прокомментировать его итоги только на следующий день.
Аналитик "Атона" Стивен Дашевский считает, что вчерашний инцидент вряд ли является случайностью. "Компания "Башнефть" и понятие "корпоративное управление" сегодня являются антонимами, - поясняет Дашевский. - Тем, что произошло, компания ясно дала понять, что не нуждается в помощи независимых директоров". Смогут ли миноритарии преодолеть это сопротивление, Дашевский предположить отказался.