На сайте Минстроя УР еще 11 ноября были обнародованы четыре документа: проект постановления Правительства УР о нормативах потребления коммунальной услуги на отопление; приложение к данному постановлению – со значениями нормативов, которые предлагается утвердить; пояснительная записка к постановлению и уведомление заинтересованным органам с предложением направить свои предложения разработчикам.

Чтобы разобраться, кому и чем угрожает нововведение, давайте заглянем в свои коммунальные платежки. Туда, где ООО «Удмуртия-Энергосбыт t+», выставляет нам платежи за тепло. Замечу, кстати, в Ижевске, на самом деле, не один поставщик тепла, а чуть ли не десятки. И у всех разные цены. Но чтобы не уклониться от центральной темы, пока этим обстоятельством пренебрежём.

Всем известно, строка «отопление» всегда была и остается самой «тяжелой» среди коммунальных платежей. В моей платежке доля на тепло занимает 43% расходов. Ближайшей по сумме является собственно квартплата (без сбора на текущий и капитальный ремонт) с «удельным весом» - 31%.

Семь лет «воевало» ООО «УКС» за то, чтобы наладить «финансовый поток» напрямую от граждан на расчётный счёт своего «холдинга». Мечта сбылась – расчёты теперь идут напрямую. Поставщику осталось только подкрутить «ручки настройки», чтобы эти «потоки» никогда не оскудевали. Настраивать уже начали. Напомню.

Накрутили

В первые месяцы текущего года тысячи ижевчан пришли в изумление, когда им принесли платежки за тепло и ГВС не от управляющих компаний, а из Энергосбыта. Причем значения платежей выглядели так, будто их взяли с потолка.

Начали разбираться – оказалось, что показания общедомовых счетчиков не были своевременно переданы куда надо, и поставщик – р-раз! – и начислил «по старинке», умножив старый норматив на квадратные метры. Скандал был грандиозный. Настолько, что «Удмуртские коммунальные системы» даже пошли на попятный и известили потребителей, что произведут перерасчет по среднемесячным показаниям общедомовых приборов учета за предыдущий год. А разница между этими значениями и применённым нормативов – не меньше 30%!

Попутно выяснилось, что, во-первых, коммунальщики начали «крутить» с уже установленными общедомовыми счетчиками тепла – отключают, убирают, не применяют, когда хотят, не ставя в известность собственников. Во-вторых, обнаружилось, что в этой ситуации есть и «крайний» - орган исполнительной власти субъекта РФ (прим. - Правительство УР), которое было обязано принять нормативный акт, устанавливающий норматив по теплу (прим. - до изменений в Жилищном кодексе норматив утверждали органы местного самоуправления).

Сверим наши «часы»

Теперь внимательно прочитаем, что там нам приготовила исполнительная власть в лице Минстроя УР.

В пояснительной записке всё очень гладко: государственное регулирование…аналоговый способ… дифференцированы в зависимости от этажности… норматив рассчитан на 8 месяцев отопительного сезона… оплата отопления равномерно за все расчетные месяцы календарного года.

Но есть вопросы. Сказано, что значения нормативов выведены аналоговым способом. Аналоговый – значит, взяли подобные дома, сравнимые по техническим характеристикам. В этом есть прибор учета, в похожем – нет. Значения переносят. Однако пояснительная записка сам «механизм» этого выведения значений предлагаемых к утверждению нормативов – не приводит. Как не приведены и результаты мониторинга по стране – где какие нормативы. Хотя на этот мониторинг ссылаются.

В пояснительной записке, в разделе «Оценка социальных последствий», также сказано, что «ожидается увеличение размера платы за отопление по отдельным МКД в муниципальных образованиях Увинского и Сарапульского районов». И вот «с целью сохранения уровня платежей» минстрой рекомендует «ввести дополнительные меры социальной поддержки в отдельных МКД за счет средств местных бюджетов». Говоря по-русски, если где-то размер оплаты «зашкалит», то сверху должны добавить субсидий. Обозначен размер средств, которые надо заложить в удмуртский бюджет на эти «меры» - 658,5 тыс. руб. Одним словом, копейки.

А вот самый важный раздел пояснительной записки, VI – «изменение выручки субъекта предпринимательской деятельности ожидается». Каков стиль! Ожидается! Да еще какое!

Сам проект постановления коротенький: нормативы утвердить… установить, что установлены они аналоговым способом… оплачиваются равномерно по календарному году… разъяснения даёт минстрой. Вступают в силу с 1 января 2015 года.

Ну, и, наконец, сам Его Величество Норматив! О нём поговорим особо.

Калория — это количество тепла, необходимого для нагрева 1 грамма воды на 1 градус Цельсия при давлении в 1 атмосферу 1 Гигакалория = 1 000 000 000 (1×109) калорий. Гигакалория на квадратный метр (общей площади помещения) — это величина расхода тепловой энергии на отопление помещения. Такая единица измерения предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг для применения в расчётах.(Источник - http://izhcommunal.ru/.)
Опять - 0,021!

Помнится, когда рабочая группа по тарифам Общественного совета пенсионеров в 2005 – 2007 годах «воевала» с коммунальщиками против применяемого тогда повсеместно норматива 0,021 Гкал/кв. метр, у них (у пенсионеров) был один убийственный аргумент против – исходя из физических характеристик, получалось так, будто дома ижевчан отапливаются круглый год при температуре минус 34 градуса Цельсия за окном…

Рабочая группа доказывала и доказала, что норматив должен быть примерно на треть ниже. С этим вынуждены были согласиться и чиновники. В конце 2009 года горадминистрация Ижевска издала документ, согласно которому для полутора тысяч домов были выведены расчетным способом реальные нормативы, значения которых колебались вокруг величин 0,016 – 0,018 Гкал/кв. метр.

Потом пошла волна массовой установки тепловых счетчиков. В результате жильцы 9-этажек убедились, что они реально потребляют тепла еще меньше – порядка 0,013 – 0,014 Гкал/ кв. метр. Чем выше дом, тем потребление тепла меньше – дом сам себя греет.

Что же предлагает нам сегодня правительство? В приложении к постановлению читаем: при отсутствии технической возможности установки прибора учета для домов в 1–4 этажа - 0,0267; 5–9 этажей - 0,0217; 10 этажей и выше – 0,0210 Гкал/ кв. метр.

И «при наличии технической возможности» - 0,0294; 0,0239; 0,231… Причем, этот второй норматив (где «техническая возможность» имеется) будет прирастать каждые полгода на 10%, а в первом полугодии 2016 – на 20% (!) и вырастет к началу 2017 года на 60% (!!!).

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Ведь, казалось бы, уже доказано и установлено, что величина 0,021 Гкал/ кв. метр не отражает реальности, взята, грубо говоря, с потолка. Но нам снова пытаются выдать её за якобы выведенную аналоговым методом! Но не так страшен норматив, как тариф.

Сколько платим за тепло?

На сайте Региональной энергетической комиссии (РЭК) удалось найти постановления по тарифам на отопление для поставщика ООО «УКС» только от 30 ноября 2012 года – на 2013-й год и от 17 декабря 2013 года – на 2014-й. Будем оперировать этими официальными цифрами. Во-первых, отметим, что в обоих случаях рост уже изначально заложен по полугодиям. Видимо, чтобы «смягчить» ощущения у потребителей.

Речь идет о стоимости 1 (одной) гигакалории. Первое полугодие 2013 – 1221,94 руб. Второе полугодие 2013 – 1368,57. Первое полугодие 2014 – 1364,87 руб. Второе полугодие 2014 (действующая цена) – 1422,20 рублей. В прошлом году «шаг» составил 12%, в текущем 4,2%. Если смотреть по платежкам, то «шаги» по годам были примерно такими: 16; 9 и 11 процентов. Что в целом примерно вдвое выше значений инфляции за соответствующий период.

Я уже сказала, что это самый «весомый» из коммунальных платежей. Инфляция в стране к концу года разгоняется в силу известных причин. Постановления РЭК о новых тарифах на 2015 год на тепло пока нет… Но оно уже там.

Автор приносит благодарность общественному эксперту «Д» Риде Максимовой за ценные консультации по данной проблеме