Попробуйте зайти на сайт Минэкономики УР по адресу economy.udmurt.ru и взглянуть на программные документы, в рамках которых хотя бы формально призвана развиваться экономика республики. Первое, что бросится в глаза - это сроки окончания всех программ. После празднования Нового года не завершенной в Удмуртии останется только одна - республиканская целевая программа «Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы».

Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике завершилась ещё в 2013 году и, пока в 2014 году все министры сидели в «и.о.», больше не возобновлялась. Ещё две целевые программы: «Развитие инновационной деятельности в УР» и «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в УР» завершаются буквально через месяц.

Отсутствие программ, призванных стимулировать развитие экономики, впрочем, наверное, никак не скажется на реальной ситуации в отраслях экономики Удмуртии, поскольку, как правило, сами программы - это набор общих посылов, разбавленных цифрами-маркерами по годам, попадающим в сроки реализации программ развития. Вероятно, в реальном мире на них никто и не думает ориентироваться. Ну, разве что сами чиновники министерства экономики время от времени ревизуют свои же данные.

Иногда результаты подобных «ревизий» обескураживают. Например, при утверждении программы развития инновационной деятельности в УР чиновники расписали по годам, как будет расти в Удмуртии количество инновационно-активных предприятий. Первоначально получалось, что так: в 2010 году - 92 предприятия; в 2011-м - 100; в 2012-м - 109; в 2013-м - 120; в 2014 году - 132 предприятия. Не будем разбирать, что вообще могли иметь в виду в минэкономике под словами «инновационно-активные», берём только цифры. По цифрам в июле 2009 года (в то время, когда утверждалась программа) прогнозировали, что за 5 лет к концу 2014 года количество таких предприятий увеличится с 92 до 132. В феврале 2013 года в программу развития инновационной деятельности решили внести изменения, в том числе изложив в новой редакции строку «целевые индикаторы». Так появились другие цифры: в 2010 году - 61 предприятие; в 2011-м - 83; в 2012-м - 86; в 2013-м - 89; в 2014 году - 92 предприятия. Опять 92 (!). В общем, то, с чего начали в 2009 году, тем и закончили пять лет спустя. Круг замкнулся.

Просматривая тексты программ развития Удмуртии, не сразу понимаешь, что же не нравится в таком большом объёме внешне очень правильных слов? Почему за ними ничего не стоит? Оказывается, всё просто — ни в одной из программ нет честного критического анализа внутренней ситуации в Удмуртии. Ни причин, ни угроз, одни позитивные установки. Другой по качеству программный продукт, очевидно, и не мог появиться в недрах той системы, что выстроили в тандеме экс-президент Александр Волков и экс-премьер Юрий Питкевич. С одной стороны - гладкая отчётность для Москвы и пропагандистских буклетов, с другой - конфликт интересов. Вот два барьера, тормозившие разработку реальных, а не формальных программ развития. Плюс, конечно, человеческий фактор. Что-то «разрабатывать» в таком узком политическом коридоре могли только отпетые конформисты.

В начале апреля газета «День» совместно с газетой «Удмуртская правда» организовали и провели публичную дискуссию в формате ток-шоу: «Какое «наследство» оставил нам президент Волков?» Первое, как мне представляется, подобного рода мероприятие для республики, транслировалось Online на специально созданном под данный проект сайте #Вкурседня. Разговор экс-премьера Удмуртии Николая Ганзы и экс-мэров Ижевска и Воткинска Анатолия Салтыкова и Валерия Фридриха с более полутора сотнями участниками ток-шоу можно и сегодня посмотреть в открытом доступе по адресу http://vkurse.dayudm.ru/#!/pageonline

С того времени в Удмуртии произошли крупные события: прошли прямые выборы Главы республики, сформирован новый состав правительства, готовится самое массовое за обозримое время сокращение численности чиновников исполнительных органов государственной власти, вызрели контуры конфликта, способного стать движущей силой предстоящих в 2015 году муниципальных выборов в столице республики. 

Тема нового ток-шоу, над подготовкой которого сейчас началась работа – «Как Удмуртии попасть в десятку процветающих регионов России?» Хотелось бы, чтобы в этой дискуссии на публичной площадке Общественного экспертного совета УР приняли участие те, кто умеет создавать капитал. Предлагаем читателям назвать своего кандидата в участники ток-шоу или проголосовать за тех, кто уже размещён на сайте http://golos.dayudm.ru/ . Попробуем вместе сформулировать повестку перемен для Удмуртии, повестку перемен к лучшему для тех, кто здесь живёт и работает.

06.jpg