Неделю назад в Генеральском доме, том, что в Летнем саду, состоялось итоговое мероприятие по реализации проекта под сложным названием – «Музей Ижевска: новые смыслы «промзоны». Собственно, это план выработки концепции будущего музея. И этот план, предъявленный на грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», был удостоен награды – на реализацию проекта (выработку концепции) благотворительный фонд Владимира Потанина выделил 900 тысяч рублей.

То есть в прошлую среду мы, пришедшие в музей Ижевска, увидели и услышали то, что родилось как раз в итоге потраченной суммы гранта – а именно: концепция, теоретические обоснования, каким станет музей истории Ижевска.

Процесс рождения концепции «технологически» был многосторонним и многоплановым. Это и «мозговые штурмы» с участием международных экспертов, как это было год назад на 2-дневной проектно-консультативной сессии, подготовленной специалистами английской компании Event Communication, ведущей в области музейно-выставочного проектирования. Это и недавняя, сентябрьская (2014) встреча с директором Института музейной этики Университета Сетон Холл (США) Салли Йеркович. Кроме того, был создан Ученый совет при музее. Эксперты выполняли научные исследования, связанные с объектами будущего музейного (культурного) квартала. Всё это вылилось в несколько изданий, где в виде сборника статей были опубликованы результаты каждого из этапов.

Создан сайт музея, он находится по адресу http://muzeiizhevska.ru/. Здесь не только новости музейной жизни, но также интересные интерактивные проекты. Например, страничка «Создадим музей вместе!», где вы получите инструкцию, как подарить музею хранящийся у вас артефакт, или сделать это виртуально – то есть послать в музей фотографию реликвии. Но можно «подарить» и устный рассказ – для этого в музее уже есть и действует лаборатория устной истории, куда можно прислать (или прийти и записать здесь) свой рассказ. 

Помимо этого, происходили и другие культурные акции. Так, летом, в День города, 12 июня, открылась первая площадка будущего музея – несколько комнат, залов и парадный зал Генеральского дома. Акция прошла под девизом «Генеральский дом: возвращение в будущее». В виде перформансов в тот день был реализован еще один проект – «Легенды старого Ижевска», в частности, «живая картина» о гибели молодой жены начальника завода в результате неудачного химического опыта, трагический случай, имевший место в конце 19 века.

В течение всего минувшего года в разных экспертных сообществах обсуждалась эта идея, родившаяся осенью 2013 г.
– музей средовой, музейный кластер = культурный квартал на набережной, состоящий из целого «набора» площадок.

на 18-ю (1).jpg

Вот как эта концепция в прошлую среду была представлена в выступлении Марины Рупасовой, заместителя директора ВЦ «ГАлереЯ», руководителя отдела, непосредственно занимающегося созданием музея истории Ижевска:

- Мы попали в мировой тренд. Эпоха индустриализации завершилась. Требуется реновация. Город тоже ищет стратегию. Музей вписан в его концепцию – сохранить промышленное наследие; найти идентичность городского сообщества – ответить на вопрос: кто такие ижевцы? В этом мы видим свою миссию. Наш проект действительно амбициозен. Он должен объединить целый ряд пешеходных зон с площадками вокруг архитектурных памятников. Так, в Генеральском доме мы покажем история Ижевска до 1920 года. На территории Летнего сада мы покажем старинные игры и аттракционы. Вдоль улицы Милиционная возникнет Рабочая слобода – пешеходная историческая зона, воссоздающая облик типичных построек времен промышленного бума в Ижевском заводе. Здесь будут мастерские, художественные салоны. Сохранится дом Ивана Пастухова.

Следующая площадка – пивной завод Бодалёва. Это будет музей истории Ижевска в советский период, 20-21 век. Среда обитания технической элиты, оружейников, купцов.

Стержень всего кластера – главный корпус оружейного завода с исторической башней и здание Индустриального техникума. В главном корпусе должны разместиться новые экспозиции музея М.Т. Калашникова. В здании техникума – новые площади для Музея изобразительных искусств. Здесь достаточно места для предъявления актуального искусства.

Таким образом, возникнет музейный консорциум, который будет работать в рамках частно-государственного партнёрства.

Марина Рупасова подчеркнула, что уже сейчас музей работает со своими коллекциями по-новому – старинные вещи становятся арт-объектами для творческих работ актуальных художников. Вообще музей стал местом притяжения молодых ижевчан со своими амбициями и проектами. Что подтвердил известный в Ижевске акционист Анфим Ханыков, также входящий в число экспертов музея. Центр общения молодых – одна из стратегических целей концепции музея.

Весьма содержательным было краткое сообщение профессора Евгения Федоровича Шумилова, который суммировал сведения исследовательского этапа по Генеральскому дому. В частности, он сказал, что натурными исследованиями обнаружены фрагменты парадной чугунной лестницы, которые в дальнейшем помогут восстановить её целиком. По поводу засыпанных землёй подвалов дома Евгений Федорович грустно пошутил, что это «чекисты заметали следы». На самом деле, у ученых пока нет объяснения причин этой странности. В архиве найдены и изучены документы по строительству самого дома. До сей поры никто не держал их в руках, утверждает профессор Шумилов. Согласно им, строительство начато в 1854 году удмуртским купцом Федором Мансуровым. Стоимость строительства 19 тысяч рублей. Шумилов рассказал также о том, что столкнулся с загадкой – на чертежах, утвержденных самим императором, оказывается, нет ни западного (выходящего на пруд), ни восточного (не сохранившегося) балконов. Но в 60-е годы в особняке начальника Ижевского завода оба балкона фактически имелись. По версии Шумилова, дело, по-видимому, в том, что именно в этот период, когда шло строительство усадьбы, произошел и значительный карьерный рост генерала – его повысили со звания генерал-майор до генерал-лейтенанта (а таковых за всю историю России было всего двое!). Поэтому на свои средства начальник рискнул изменить уже утвержденный проект, так как счёл для себя допустимым такое «излишество».

Сам дом, по сообщению Шумилова, перестраивался, в 80-е годы позапрошлого века, при арендаторах, была пристроена деревянная галерея – веранда с восточной стороны. В 1895 году дом пережил капитальный ремонт из-за разрушения бурей крыши.

В советское время здесь был клуб коммунистов. Именно здесь, как утверждает профессор Шумилов, провозгласили национальную государственность удмуртов – в феврале 1921 года в ходе уездной партконференции. А после клуба, как выразился Евгений Федорович, настал «страшный период» для дома – в нём размещались то школа, то разные конторы. В результате различных надстроек и переделок была искажена основная идея классицизма – идея трёхчастности фасада. Также Шумилов считает, что постройка 40-х годов 20 века (гараж) справа от основного здания должна быть разобрана. А из помещений самого дома следует восстановить анфиладную планировку парадных помещений второго этажа.

Итак, музейщики «вооружились» теорией – они знают, что хотят создать на набережной – культурный кластер, музейный квартал, Рабочую слободу. Добавить городу новые смыслы и объекты турбизнеса.

Следующее слово – за властями и архитекторами.