При экс-президенте Волкове это самое «освещение тенденций» превратилось в эффективный инструмент самоцензуры власти в СМИ, вступивших с ней в договорные отношения. Волков уже несколько месяцев как в отставке, а механизм не останавливают.

Региональный бюджет предусматривает расходы органов государственной власти на информационную политику и информационное обеспечение. Выделяемые средства могли бы быть направлены, например, на создание инфраструктуры для развития СМИ (частичная компенсация типографских расходов, доступные сети для распространения, налаживание взаимодействия с рекламодателями, создание кадрового резерва); на продвижение региона в федеральном пространстве; на снижение бюрократических и административных барьеров при сборе, получении информации; на помощь в адаптации нормативных актов к медиаформату (консультации специалистов); на воссоздание механизмов обратной связи с аудиторией, вовлечение ее в участие по формированию и освещению событий в регионе (для возвращения утраченного доверия к СМИ) и т.д. Однако вместо того, чтобы вложиться в развитие медиасферы, власти республики уже много лет подряд предпочитают пиарить свои успехи.

Подобные сделки не только не способствуют развитию СМИ, но и атрофируют их социально значимые функции. Федеральный закон «О средствах массовой информации» и Конституция России дает право гражданам на получение из средств массовой информации объективной и достоверной информации, в том числе, и о деятельности государственных органов власти и их должностных лиц.

Сотрудничество СМИ с органами власти за деньги и по инструкциям тех самых органов грубо нарушают это право. Власть оплачивает заказанные сюжеты и полосы за счет бюджета. Получается, что фильтрованную информацию, шоу с катанием сыра в масле (оплаченные новости всегда подаются в стиле «у нас в Удмуртии всё хорошо, а будет еще лучше!»), оплачивают сами граждане. Но нужны ли им лощеные новости?

Как можно назвать заказные сюжеты без намека на критический анализ, рассказывающие публике, утрируя, о сплошном благоустройстве, при том, что главными героями таких сюжетов всегда становятся чиновники? Вполне ясна и цель таких сюжетов – формирование положительного имиджа органов власти.

На мой взгляд, такие «деловые» отношения должны расцениваться не иначе как как завуалированная цензура.

Официальным заказчиком конкурса по закупке положительных материалов в СМИ в 2014 году выступило Министерство культуры, печати и информации Удмуртии. 11 июля двадцать извещений о предстоящих конкурсах были опубликованы на официальном сайте госзакупок РФ. На эти 20 госконтрактов Правительство УР готово было израсходовать 4,2 млн рублей. Два предложения заказчик отменил, на два аукциона не поступило заявок, и общий бюджет на лояльное отношение четвертой власти к органам государственной власти в итоге снизился до 3,65 млн рублей.

Уже к концу июля стали известны победители, которые обязались заниматься «распространением информационных материалов о деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики» до 31 декабря 2014 года. В первую очередь удмуртские чиновники заказывают новости о себе в главной роли в Интернете – на сайте информагентств или любых других интернет-ресурсах, доступных к пользованию исполнителю.

В торгах приняли участие как местные СМИ, так и федеральные информагентства. Картина по списку СМИ, попавших в пул, пёстрая. В нем есть и известные, и малоизвестные издания и радиостанции.

Так, 292 тыс. рублей перечислило Правительство Удмуртии за 28 пресс-релизов информационному агентству "Интерфакс" (10,43 тыс. руб. за один релиз). В требованиях указано, что объём каждого пресс-релиза - не менее 400 печатных знаков.

К претенденту на этот контракт были предъявлены достаточно высокие требования к «качеству услуг»: Интернет-сайт должен освещать темы политики, экономики,  культуры, спорта и других общественно-политических направлений. Среднее количество уникальных посетителей интернет-сайта в 2014 году должно быть не менее 90 000 в сутки.  Перечислено 77 обязательных стран, где должны выходить издания, которыми владеет потенциальный победитель торгов.

Другое федеральное агентство "ИТАР-ТАСС" получило 250 тыс. рублей за 5 пресс-релизов (50 тысяч рублей за 1 релиз). Объём каждого - не менее 5 000 знаков. Требования к качеству исполнения услуг к претенденту на этот контракт также достаточно высоки. А именно: «Интернет-сайт должен освещать темы политики, экономики,  культуры, спорта и других общественно-политических направлений. Средняя посещаемость интернет-сайта в 2014 году за сутки (в т.ч. уникальных посетителей): не менее 250 000 уникальных пользователей,
400 000 показов. Цитируемость в российских СМИ  (тыс. в год) за 2013 год:  не менее 500 000. Цитируемость поисковыми системами: не менее 10 000. Наличие корреспондентов, работающих в штате на территории Удмуртии. Наличие у информационного агентства сайтов на русском и английском языках. Наличие зарубежных представительств: не менее 70. Наличие региональных центров и корпунктов в России: не менее 40».

ИП "Виктор Непомнящих" получит 500 тыс. рублей за 8 заказных полос формата А4 в газете «Успех каждому» (62,5 тыс. за полосу). 250 тыс. руб. за 12,5 заказных полос формата А4 взяло себе ООО «Издательский дом Удмуртия» (12,5 тыс. руб. за полосу). Ещё 200 тыс. руб. за 20 полос формата А4 дали газете «Долг» (10 тыс. руб. за полосу). И столько же - 200 тыс. руб. за 10 заказных полос формата А4 – «Антенне-Телесемь в Ижевске» (20 тыс. руб. за полосу).

Остальная сумма распределилась на эфиры на местных радиостанциях. ООО «Радио-Инвест» - 250 тыс. рублей; ООО «Ариго» - 200 тыс. рублей; ООО «Ижевские технологии» (радио «Адам») - 150 тыс. руб. за 3000 секунд в эфире; ООО «Выбери Радио», филиал в г. Ижевске - 150 тыс. за 15 назначенных заказчиком дней эфира, в течение которых ежедневно выходит по пять новостных сюжетов продолжительностью не менее трех минут, а также по семь оригинальных новостных выпусков продолжительностью в 10-20 секунд; ООО «Инфо» - 348 тыс. 250 руб. за 2000 секунд в радиоэфире, ЗАО «Ижпром» - 150 тыс. руб. за 3150 секунд.

На введение цензуры смахивают некоторые требования, права и обязанности сторон. 

Например: «Перед публикацией все материалы должны быть согласованы с представителем Заказчика заблаговременно. В случае наличия у представителя Заказчика замечаний, содержание материала подлежит исправлению, а время публикации переносится на другой согласованный срок». Или такое: «Исполнитель обязан: незамедлительно безвозмездно исправить по требованию Заказчика все выявленные недостатки, если в процессе оказания услуг Исполнитель допустил отступления от условий контракта, ухудшающие качество оказываемых услуг»; «по факту оказанных услуг ежемесячно предоставлять Заказчику отчет об оказанных услугах с приложением копий размещенных сообщений, счет-фактуру, акт сдачи-приемки оказанных услуг не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным…».  А вот ещё: «Заказчик имеет право: контролировать ход и качество оказываемых Исполнителем услуг (путем запроса у Исполнителя сведений о ходе исполнения контракта), при этом, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность Исполнителя».

В технических заданиях поясняется, что подготовка и публикация материалов осуществляется исполнителем за свой счет и обязательно (!) «с привлечением профессиональных журналистов».

Далее по тексту, видимо, для «профессиональных журналистов» поясняется: «Под подготовкой и распространением информационных материалов понимаются обязательства по проведению интервью, подбору, редакционной и технической обработке материала, размещение информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Остается только добавить, что профессиональные журналисты по идее не должны заниматься пиаром представителей власти, освещением одних только положительных результатов их деятельности. Этим занимаются пресс-службы. И пока этот старый подход не будет пересмотрен, действенной журналистики можно не ждать ни от частных, ни тем более от государственных средств массовой информации.