Стартовые позиции всех четырёх претендентов на должность Главы Удмуртской Республики считаются в общих рамках заранее заданными. Достаточно ознакомиться с ещё свежими (двухлетней давности) итогами выборов депутатов Госсовета УР по партийным спискам.

Бывалые

Совсем «свеженьких» среди участников выборов на должность Главы УР нет. Все четверо зарегистрированных кандидатов: Александр Соловьёв («Единая Россия»), Андрей Маркин (ЛДПР), Владимир Чепкасов (КПРФ) и Сергей Логинов («Коммунисты России») участвовали осенью 2012 года в выборах в Госсовет УР. Кто-то из них был в составе республиканских партийных списков, кто-то в одномандатном округе, а кто-то и так, и этак.

«При Волкове» будущий врио Главы УР Александр Соловьёв, хотя и являлся руководителем избирательного объединения местных «единороссов», скромно баллотировался в Госсовет УР первым номером в составе Балезинской районной территориальной группы № 30, а также по одноименному одномандатному округу. Поскольку список ЛДПР на выборах в Госсовет УР два года назад возглавлял лично лидер партии Жириновский, депутат Госдумы Андрей Маркин (неформальный на текущий момент руководитель удмуртских «жириновцев») ограничился участием в партийном списке Якшур-Бодьинской районной территориальной группы № 44. По партийному списку (причём на второй явно не проходной позиции) баллотировался в составе Западной территориальной группы № 23 и Сергей Логинов, нынешний кандидат «Коммунистов России» на должность Главы УР. Правда, одновременно его кандидатура была выдвинута ещё и по Левобережному одномандатному избирательному округу № 24 (г. Глазов). В более статусной роли участвовал в выборах в Госсовет УР кандидат в Главы УР от другой коммунистической партии - Владимир Чепкасов. Два года назад он стоял третьим номером в общереспубликанской части партийного списка удмуртского регионального отделения КПРФ. Впрочем, сегодня, как и в 2012 году главный ориентир будет не столько на самих кандидатов, сколько на их партийные бренды. А здесь всё более или менее давно устаканилось.

На нет и суда нет

Все кандидаты в Главы УР, кроме, очевидно, одного из них - Соловьёва, будут опираться на свои партийные бренды. Что касается врио Главы УР, то ему, как действующему руководителю республики, конечно, больше резона отталкиваться не от выдвинувшей его «Единой России», а от занимаемой им должности. Точно так же раньше поступал бывший президент УР Александр Волков. То же самое делают все действующие руководители регионов. Впрочем, по большому счёту, на рейтингах других партийных брендов, участвующих в выборах, этот нюанс принципиально не отражается. В большинстве случаев партии борются не за власть, а за «почётное» второе место.

На сайте ЦИК УР можно освежить память на цифры, подытожившие выборы 2012 года. А это, между прочим, были последние выборы в Удмуртии, где в качестве доминирующей силы выступал президент УР Александр Волков. Средняя явка по республике была ниже низшего — 41,2 процента. Хотя в тот момент было и против кого протестовать, и голосование проходило не как сейчас (в пик окончания огородного сезона), а месяцем позже - 14 октября.

Причина той прошлой апатии избирателей на выборах в Госсовет УР: партии партиями, но за ними, очевидно, не разглядели (или не успели разглядеть) личности, которые бы в общественном сознании закрепились в качестве реальных альтернатив президенту Волкову. Сегодня даже на эту роль не видно спроса. Нет Волкова, нет и альтернативы.

Выше головы не прыгнешь, но...

Что будет, если избиратели в Удмуртии отреагируют на выборы Главы УР точно так же, как два года назад они отнеслись к выборам депутатов Госсовета УР по партийным спискам? Официальные итоги по партиям, выдвинувшим этим летом своих кандидатов на должность Главы УР, известны. В октябре 2012 года за список «Единой России» проголосовало 265,5 тыс. избирателей (53,2%), за список КПРФ — 86 тыс. (17,2%), за список ЛДПР — 50,3 тыс. (10%), за «Коммунистов России» - 11,5 тыс. (2,3%).

В качестве «спорных» остаются ещё голоса избирателей, отданные за партии, которые ранее постоянно участвовали в политической жизни Удмуртии, но отказались от выдвижения своих кандидатов в Главы УР. Из них в 2012 году за «Справедливую Россию» проголосовали 25,3 тыс. (5%), за «Патриотов России» - 22,3 тыс. (4,5%), за «Яблоко» - 8,5 тыс. (1,7%). Суммарно это более 56 тыс. голосов, причем избирателей более политически активных, чем средний гражданин по республике. К ним можно добавить ещё порядка 16 тыс. избирателей (3,2%), пришедших в 2012 году на избирательные участки, но отдавших свои голоса за четыре новые партии, которые впервые приняли участие в выборах (Демпартия России, «Зелёные», «Города России» и «Альянс Зелёных-Народная партия»). Итого: 72 тыс. избирателей.

От явки 2012 года эти 72 тыс. голосов составили около 14,5 процентов. При явке на уровне 30 процентов (что вполне вероятно на предстоящих 14 сентября 2014 года выборах Главы УР) доля «спорных» избирателей достигнет порядка 20 процентов. Это серьёзный потенциал, если их, конечно, сумеют убедить сходить на не интересные многим выборы.

Куда идём мы с пятачком?

Пока решением сложной задачи выхода за узкие рамки партийности никто из кандидатов в Главы УР, похоже, не занимался. Партийные кандидаты Маркин, Чепкасов, Логинов «столбят» свои политические бренды — ЛДПР, КПРФ, «Коммунистов России» (и их можно понять — бренды пригодятся им на следующих муниципальных выборах в 2015 году), а условно «беспартийный» единоросс Соловьёв куда-то очень решительно, но почему-то одиноко идёт. Во всяком случае, в таком образе подают врио Главы УР пиарщики из его же штаба на оплаченных из избирательного фонда рекламных конструкциях.

Статья не является агитационным материалом. Публикуется в порядке информирования граждан на основании Закона УР «О выборах Главы Удмуртской Республики».