Как всё начиналось

20 марта Президент США Барак Обама подписал указ о возможности введения санкций против ключевых секторов российской экономики. Многие, в том числе, именитые эксперты тогда поспешили поднять американцев и их союзников на смех: чем может Запад навредить нашей экономике?

Как нередко бывает в таких случаях, начиналось всё с обмена «булавочными уколами». Так, в Нью-Йорке сеть из 23 кафе мексиканской кухни «Mighty Taco» ввела «санкции» против Владимира Путина - ни в одном из них Президент России не будет обслужен. В официальном заявлении сети по данному поводу сказано: «Никто не любит тиранов».

Одновременно с этим на Барака Обаму наложил «санкции» московский магазин «Мёд», после чего по России прокатилась волна подобных запретов. Президенту США и его помощникам было запрещено входить в кафе, магазины, общежития и т.д. Открытым для них остались только электрощитовые, на которых повесили объявления: «Вход только для Барака Обамы и членов Конгресса США».

Еще один курьезный случай произошел с жителем Санкт-Петербурга Сергеем Ивановым. Мужчина заказал в американском интернет-магазине кроссовки, но его заказ не был исполнен. Наивные американцы из интернет-магазина спутали простого российского гражданина с «редкой» русской фамилией Иванов с его тёзкой - главой администрации президента России и прислали ответ, что заказчик внесён в список лиц, которым запрещено отправлять почту с территории США.

Чёрные списки

Думаю, сегодня все мы уже не столь оптимистично смотрим на ситуацию, как это виделось еще в марте-апреле. Приостановка обслуживания банковских карт клиентов нескольких российских банков, которую устроило руководство платежных систем «Visa» и «MasterCard» - кажется детской забавой по сравнению с тем, что мы видим сегодня. По оценкам экспертов, чистый отток капитала из России уже составил 57 миллиардов долларов и до конца текущего года может увеличиться до 160-180 миллиардов. Одни только банки вывели из России более 30 миллиардов долларов, переведя их со счетов Центробанка РФ на счета иностранных кредитных организаций. Все это имеет непосредственное отношение к российскому ВВП, поскольку отток капитала создает дефицит ликвидности в банковской системе, а это ведет к снижению объемов кредитования реального сектора экономики.

На сегодняшний день в санкционные списки США, Евросоюза, Канады, Австралии и Швейцарии внесено 95 граждан России и Украины, многие из которых, что называется, «на слуху» в контексте происходящих в Донбассе событий. Всем им запрещен въезд в страны Запада и заморожены их банковские счета и иные активы.

Кроме того, в вышеназванные списки внесены свыше 30 компаний, полный перечень которых (наряду с попавшими под санкции физическими лицами) приведен на сайте РИА «Новости». Помимо серьезных игроков, таких, как крупнейшие банки страны, компания «Роснефть», концерны «Калашников», «Алмаз-Антей» (выпускает системы ПВО), «Уралвагонзавод» (производитель танков) в него вошли… винодельческий комбинат «Массандра», Институт винограда и вина «Магарач», фирма «Акваника» - крупный производитель одноименной питьевой воды и безалкогольных напитков!

Из последних внесенных в список юрлиц – дочернее предприятие «Аэрофлота» компания «Добролёт», которая поплатилась за то, что организовала авиарейсы из Москвы в Симферополь по весьма доступной цене (билет туда и обратно стоил всего 3 тысячи рублей по сравнению с 8-11 тысячами у других российских перевозчиков). В ответ на эти действия Россия пригрозила запретом использовать ее воздушное пространство теми западными компаниями, которые летают через Сибирь в Юго-Восточную Азию и в США. В свою очередь, Запад немедленно пообещал закрыть своё небо для всех российских авиаперевозчиков. Эскалации этого конфликта удается избежать лишь потому, что Россия пока что воздерживается от ответных санкций в отношении авиакомпаний стран, наложивших санкции на наш «Добролёт».

Экстренное обращение к нации

В четверг 7 августа, вскоре после оглашения списка запрещенных ко ввозу в Россию продуктов питания, ленты информационных агентств запестрели сообщениями о том, что в 18:30 Президент России выступит на телеканале «Россия-1» с экстренным обращением к нации. Местным подразделениям ВГТРК было предписано принять меры к недопущению трансляции своих передач в указанное время. Однако в 17:40 пришло опровержение данной новости. Впрочем, до многих зрителей опровержение дойти не успело, так как они находились в дороге с работы домой, а потому очень многие с тревогой прильнули к экранам своих телевизоров.

По «случайному» стечению обстоятельств именно в этот момент в эфир был выдан новостной сюжет о том, что малайзийская газета «New Straits Times» сделала вывод о причинах крушения «Боинга-777» в Донецкой области
17 июля этого года. По мнению газеты, самолет был сбит ракетами класса «воздух-воздух» и затем добит из авиационной пушки. То и другое совершил пилот украинского штурмовика Су-25 – в пользу этого говорит наличие повреждений двух разных типов: рваные следы от боевой части ракеты и ровные отверстия от снарядов авиапушки.

О чем должен был сказать Президент России в своем несостоявшемся экстренном обращении к нации – о крушении «Боинга» или о запрете на ввоз западных продуктов? Как бы то ни было, обе новости были приспущены на тормозах. Первую выдали в виде телесюжета, а о второй долго и обстоятельно рассказывал Председатель Правительства Дмитрий Медведев.

Что же дальше?

Лично я не вижу большой опасности в отказе от западных продуктов питания. В конце концов, всё (или почти всё) необходимое можно купить в других странах. Вместо греческих, испанских или итальянских маслин можно покупать маслины сирийские, тунисские или марокканские – все эти страны входят в число мировых лидеров по производству этого продукта.

Чего действительно стоит опасаться, так это дальнейшей эскалации конфликта, когда стороны начинают вредить друг другу, что называется, по полной программе. К сожалению, Россия сильно зависит от импорта из стран Запада лекарств, медицинских приборов и высокотехнологичной техники. В распоряжении наших оппонентов имеются такие рычаги давления как эмбарго (запрет) на поставки в Россию медикаментов или, скажем, самолетов.

Впрочем, для обвала российских авиаперевозок вполне достаточно эмбарго на поставку запасных частей для американских «Боингов» и французских «Эйрбасов». На фоне бравурных речей о полном импортозамещении западной продукции надо бы вспомнить о том, что в данный момент парк гражданской авиации России более чем на две трети состоит из самолетов иностранного производства. А в ряде российских авиакомпаний, таких как «S7Airlines», «ВИМ» или «Трансаэро», практически 100 % приходится на долю американской и европейской техники. И почти все эти самолеты далеко не новые, а «секонд хэнд», так как на момент приобретения уже имели 10 и более лет налёта.

Если оправдается наихудший прогноз и наши оппоненты начнут экономическую войну на уничтожение России, то бить они будут по самым слабым местам. А одним из таковых несомненно является зависимость российской экономики от экспортной выручки нефти и газа, от которых казна РФ имеет 73% валютных поступлений. Думаю, что отнюдь неслучайно в марте 2014 года США сняли эмбарго на поставку иранской нефти для десяти стран Евросоюза и Японии. Вероятно, делалось это с дальним прицелом на то, что стратегической целью Запада является постепенный отказ от импорта российской нефти. Сможет ли Россия достойно ответить на данный шантаж? Поживем – увидим…