Музей истории города Ижевска предполагает в районе переулка Широкого в порядке коммерческо-государственного партнерства рекреационно-музейной зоны воссоздать деревянные здания ижевских рабочих-оружейников со времени появления оружейного завода в первой половине 19 века до революции 1917 года. Эта давняя идея музейщиков лет десять назад поддерживалась профессором МАРХИ Вячеславом Глазычевым (Москва).
В музейную зону входят деревянные дома, рассказывающие о существенных изменениях в архитектуре и быте ижевских рабочих с эпохи крепостничества до периода расслоения ижевских рабочих и появления среди них революционеров, частных надомников и даже фабрикантов.
Музейный квартал с условным названием «Рабочая слободка» на небольшом участке спуска к пруду должен центрировать живописный и очень уютный Вознесенский овраг с родником, протекающим по его дну от «подножия» улицы Милиционной до набережной Зодчего Дудина.
Со стороны набережной Зодчего Дудина от переулка Широкого в сторону Узенького переулка, как предполагается, пройдет балетно-парадный марш одноэтажных новоделов ампирных домиков ижевских мастеровых, проекты которых в 1830-е годы выполнял заводской архитектор Брыкин, учившийся в петербургской Академии Художеств вместе с Дудиным.
Типовые деревянные дома в ампирной стилистике для ижевских крепостных на улицах Набережной и Базарной – мастеровых Тарасова и Филимонова, проект заводского архитектора Брыкина, 1833 г.
Этот ряд необходим для того, чтобы подчеркнуть парадный фасад набережной, созвучный с деревянным ампиром дворянского квартала в районе Генеральского дома, который тоже необходимо воссоздать по проектам архитектора Дудина.
Типовые проекты ампирных изб для крепостных мастеровых с указанием их адреса и хозяев есть в ЦГА УР. На фасадах ампирных изб мастеровых-оружейников стоит поместить деревянные адресные таблички. Вот типичная табличка: «Домъ Мастерового Иева Тарасова. Въ 1-й части Ижевского Оружейного завода на Нагорной Стороне въ Набережной улице. Свободенъ отъ постоя».
В крепостническое время была строгая регламентация при строительстве домов рабочих: им обязательно давался проект, выполненный профессиональным архитектором, приехавшим из Петербурга, проект подписывался командиром завода, обычной избе придавался ампирный вид – ампирными деталями и жёлто-белой ампирной покраской. Казарменный вид рабочей улице добавляла полосатая будка со шлагбаумом и жёлтый острог.
В петербургском архиве сохранился проект берегового острога Ижевского завода за 1840 год для пребывания провинившихся оружейников. Это ампирный одноэтажный дом с камерами, вход украшен двухколонным портиком с треугольным фронтоном. Двор острога на берегу пруда был окружен очень высокой стеной из заострённых вверху брёвен, с двумя дощатыми помостами-вышками для часовых. Острог 1840 года и его двор небольшой по размеру, всё это вполне можно воссоздать по архивному проекту поблизости от ампирных домов 1833 года.
А позади парадного фасада из новодельных ампирных домов ижевских оружейников периода крепостнического, казарменного «города Ижа» (1810-1867) надо отреставрировать сохранившиеся и подлинные дома ижевских оружейников деревенского, вольного периода истории «села Ижева», наступившего в 1867 году.
В сельский период (1867-1918, 1925) бывшего «города Ижа» в жизнь рабочих оружейников не вторгались так, как при крепостничестве, поэтому строили тогда рабочие свои дома уже без проекта заводского архитектора, без подписи управляющего заводом под проектом, без окрашивания дома в казённый жёлтый цвет острогов и казарм. Строили теперь уже откровенно по-деревенски.
Типичные избы ижевских рабочих сельского периода истории Ижевска не менее ценны исторически, чем типичные избы удмуртов в музее Лудорвай и тоже требуют сохранения для потомков. Поэтому не удивителен «забытый» впоследствии охранный документ питерских профессионалов по территории деревянной прибрежной застройки рубежа 19-20 веков: “Ижевск. Проект зоны охраны истории и культуры. 1987 г. Ленгипрогор, г. Ленинград”. Охранная зона № 9: “Включён фрагмент деревянной застройки (по улице Милиционной), характерный для старинного Ижевска. Режим содержания, восстановления и поддержания архитектурного стиля деревянных зданий”.
Из старинных домов ижевских оружейников на улице Милиционной в районе переулка Широкого к настоящему времени сохранилось только пять домов-подлинников и один новодел (историко-бытовой дом Пастухова).
Сохранившиеся подлинники представляют собой деревянные избы ижевских рабочих двух самых характерных типов домов ижевских оружейников. Первый тип — это три дома с четырёхскатной крышей и пятью окнами на уличном фасаде: переулок Широкий, дом № 4, улица Милиционная, дом № 63, 66. Второй тип — это два дома с двускатной крышей в три окна на уличном фасаде: переулок Широкий, дома № 2, 6 и точно такой же новодел дома Пастухова.
Дом № 66 с ампирными деталями декора, выходящий за пределы участка музейного квартала, который так удивил московского профессора архитектора М.Д. Хазанова, можно разобрать или перенести в музейный квартал. Многие деревянные избы, за исключением, может быть, дома № 4, имеют ветхое состояние и нуждаются в существенном ремонте.
Разрушенный ныне новодел дома Пастухова (1979), расположен в не родном для него месте, в стороне от сохранившихся подлинников (на месте подлинного дома Пастухова был построен Дворец пионеров). Две подлинные копии дома Пастухова, построенные до революции, находятся рядом, в переулке Широком.
Дом оружейника Пастухова был заново построен для музея из новых материалов в 1979 году, даже с бетонными плитами, в новом месте и главное - абсолютно вне родного и сомасштабного для него окружения деревянной улицы Рабочей слободки (во дворе каменного Дворца пионеров). В связи с этим было бы разумным перенести музей большевика Пастухова в соседнюю зону деревянной застройки, условно называемую Рабочей слободкой.
Музей большевика Пастухова с винтовками в колодце очень важен для рассказа о быте ижевских рабочих-оружейников, так как характеризует расслоение ижевских оружейников и их массовое увлечение революционным движением. Рядом с домом рабочего в 1918 году находился расстрельный овраг, а соседняя улица называлась одно время улицей Красного Террора.
Здесь надо восстановить деревянную табличку «улица Красного Террора», историческое её описание в цвете и размерах есть в ЦГА УР. Также хорошо бы восстановить деревянную уличную доску, находившуюся на фасадном простенке, но убранную в 1937 году, где от руки краской было написано - «Безымянная улица, дом № 25. Пастуховых».
Имеет смысл восстановить и страховые таблички на фасадах, жестяные керосиновые фонари на деревянных столбах, деревянные тротуары, лодки на крышах и прочие детали, придававшие улице колорит рабочей окраины.
Тут же сохранился и единственный в Ижевске подлинный дом кафтанщика. В отличие от бедного по типу дома Пастухова с двускатной крышей и тремя фасадными окнами, подлинный и единственный в современном Ижевске дом кафтанщика представляет собой тип более зажиточного дома с пятью фасадными окнами, террасой и четырёхскатной крыше. Он расположен у Вознесенского оврага, это дом № 4 в переулке Широком.
В верхнюю часть Рабочей слободки – на бывшую улицу Красного Террора (ныне Милиционную) – с верховьев пруда можно перенести, хотя бы фрагментарно, в частично подлинном виде, разваливающийся ныне деревянный памятник в стиле модерн – дачу оружейного фабриканта И.Ф. Петрова.
Этот фабрикант, подобно остальным его конкурентам – оружейным фабрикантам – также вышел из оружейных рабочих-надомников, подобных Вознесенскому (во дворе которого сохранились американские тиски, на них потомственный оружейник делал различные детали ружей). Фабриканты Петров, Евдокимов, Березин не имели купеческого звания и значились «сельскими обывателями Ижевского завода», как и обычные ижевские рабочие. Поэтому перенос дачи в Рабочую слободку вполне логичен.
Деревянный модерн дачи Петрова свидетельствует о том, каких материальных высот достигли ижевские рабочие в результате имущественного расслоения с отмены крепостного права до антибольшевистского восстания 1918 года. Спасти единственную дореволюционную дачу, сохранившуюся в Ижевске, и единственное здание в городе в предреволюционном стиле модерн – дело чести каждого из нас.