6 февраля муниципальный заказ «на выполнение работ по обустройству автомобильных дорог, организации и обеспечению безопасности движения в муниципальном образовании «Город Ижевск» в 2014 году», выставленный на торги Муниципальным казенным учреждением г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» Администрации г. Ижевска, в очередной раз достался ООО «Стройполимер», снова оказавшемуся единственным участником тендера. По максимальной цене — 90 млн. рублей.
Совершенно круглые
Согласно сведениям из документации об аукционе, эти деньги в течение 2014 года освоят на двух видах работ: некапитальном ремонте тротуаров и нанесении дорожной разметки.
Тот самый Богданов, советник, коммерсант и общественник с главным художником Ижевска Бутченко.
Так, например, стоимость ремонта велодорожки с тротуаром протяженностью 2 километра 150 метров на участке по ул. 10 лет Октября от ул. 9-е Января до ул. Удмуртская обойдётся бюджету Ижевска в 15,48 млн рублей. За разделенную с зоной для пешеходов велодорожку протяженностью в 12 километров 216 метров по ул. Пушкинской городской бюджет перечислил «фирме Богданова» круглые 20 млн рублей. Тротуар для велодорожки на участке по ул. Кирова от ул. М. Горького до ул. К. Маркса протяженностью в 320 метров обошелся в 5,45 млн рублей. На участке по ул. Холмогорова от ул. Пушкинской до ул. Щорса протяженностью в 360 метров – в 2,5 млн рублей. Остальные проплаченные девять участков велодорожек существуют пока только в проектах. Впрочем, время есть – все работы по контракту должны быть выполнены в срок до 28 октября.
На нанесение одной только разметки контрактом предусмотрена ровная сумма в 20 млн рублей, ноль-ноль копеек. При этом самый дорогостоящий вид дорожной разметки как раз таки можно причислить к «новаторству» Богданова: погонный метр бело-желтой линии 1.14.2 стоит 1219,41 рублей!
При изучении смет из документации к аукциону возникает вопрос - как объяснить, что на десять из четырнадцати участков, подлежащих ремонту, отпускаются круглые до копейки суммы: 1 миллион, 2 миллиона, 3 миллиона, 20 миллионов рублей? При том, что стоимость погонного метра обоих видов работ – что ремонта тротуаров, что нанесения разметки – не переменное, а постоянное число. Складывается впечатление, что эти суммы под что-то подгоняли.
Где здесь коррупционная составляющая?
Казалось бы, работают люди, как нормальные пацаны, по бумагам «все чисто». Чисто, если подходить формально. По существу же и по духу закона – определенные вопросы должны возникнуть, как минимум, у прокуратуры и антимонопольной службы на предмет нарушения норм федеральных законов «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «О защите конкуренции».
Один из пунктов Постановления № 905 «Об утверждении Положения о советниках Главы Администрации города Ижевска» от 6 августа 2013 года говорит о том, что де-юре советник не является муниципальным служащим, не включается в штатное расписание Администрации города Ижевска. Однако, не смотря на подстраховывающие формулировки, коммерсант Богданов фактически выполняет функции муниципального служащего и имеет возможность пользоваться своим статусом и положением в отношениях с главным (и, очевидно, единственным) своим заказчиком.
К примеру, зарегистрированное в Роскомнадзоре СМИ «Комсомольская правда» в своем региональном издании опубликовала следующее высказывание советника-коммерсанта Богданова о его полномочиях в проектах по развитию велодвижения в Ижевске:
«Мы столкнулись с проблемой финансирования. - Прокомментировал советник. - Сейчас ищем средства на реализацию проекта. Он должен стать тематическим сквером велосипедного движения, где смогут отдыхать все жители города. Еще в парке Кирова мы планировали заасфальтировать лыжную трассу для летнего отдыха и катания на велосипедах. Пока этот проект тоже «завис».
Из этой цитаты следует, что функции Богданова как советника главы администрации г. Ижевска непосредственно связаны с поиском финансирования под проекты, связанные с велодорожками. В то же время эти же самые проекты, Богданов уже как предприниматель реализует в собственных коммерческих интересах. При этом очевидно, что развитие так называемой «велосреды» в Ижевске осуществляется исключительно за счет бюджетных средств муниципалитета.
Ближе к делу. Богданов-советник наделен функциями влиять на принятие решений, связанных с использованием бюджетных средств в виде муниципальных контрактов, и одновременно с этим Богданов-предприниматель является директором и единственным учредителем коммерческой компании, которая не только является одним из претендентов на получение бюджетных средств, но и на протяжении нескольких лет в бесконкурентной среде заключает контракты на десятки миллионов рублей по итогам несостоявшихся аукционов.
Налицо явные признаки конфликта интересов: частные интересы директора ООО «СП» Богданова вступают в противоречие с его обязанностями перед администрацией города в общественном статусе советника. Понятие «конфликт интересов» содержится и в законе «О муниципальной службе», и законе «О противодействии коррупции».
При выявлении конфликта интересов, согласно закону, у Богданова наступает обязанность уведомить о данном обстоятельстве своего непосредственного нанимателя (сити-менеджера Агашина) и принять иные меры к урегулированию ситуации. У Комиссии по урегулированию конфликтов интересов (функционирующей в Ижевске при администрации города), согласно сложившейся практике в России, в этом случае задействуется только одна мера — освободить от должности.
Признаки нарушения антимонопольного законодательства, просматривающиеся в действиях заказчика (МКУ «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» Администрации г. Ижевска) при составлении технических заданий контрактов, которые впоследствии заключались с ООО «СП» Богданова, – в установлении т. н. «фильтров», ограничивших конкуренцию. Так, например, взнос на обеспечение заявки на участие в аукционе в размере в 4,5 млн. руб., а также залог на обеспечение исполнения муниципального контракта в размере 27 млн руб. создают непреодолимый порог для участия в аукционах для многих подрядчиков. Кроме того, широкий предмет заказа предполагает, что победитель торгов специализируется на нескольких видах деятельности. В случае с обозначенным в начале заказом на 90 млн исполнитель должен уметь класть и брусчатку, и - асфальт, и устанавливать дорожные знаки, и — конструкции с сооружениями, и наносить дорожную разметку, и специализироваться на укладке покрытий для велосипедных дорожек. Слишком универсально, правда?
Я благодарю тебя!
В частных беседах Артём Богданов говорит, что его не связывает дружба с Денисом Владимировичем (Агашиным). Действительно, зачем дружить, если можно ограничиться взаимными благодарностями и совместными далеко идущими планами? Так, в 2012 году г-н Богданов озвучивал свои намерения «усилить строительную составляющую», «прочно занять нишу дорожного благоустройства», «охватить полный комплекс дорожных работ».
«Я благодарен за поддержку администрации города, которая выстраивает политику взаимодействия с бизнесом, опираясь на местные предприятия». – Заявлял молодой и тогда никому ещё неизвестный бизнесмен в интервью журналу «Деловой квадрат» в номере за август 2012 года. И, вот, всего через несколько месяцев в жизни Артема Богданова неожиданно наступает сплошная полоса везения. Весной 2013 года предприятие «Стройполимер» получает от администрации сити-менеджера Дениса Агашина муниципальный контракт на нанесение дорожной разметки в Ижевске на сумму 18,9 млн. рублей. Самого Богданова назначают советником сити-менеджера и подключают к участию в церемониях по перерезанию красных ленточек. В декабре 2013 года Богданов приглашается на заседания Общественной палаты города Ижевска. А в конце года сити-менеджер Агашин лично вручает Богданову премию «за весомый личный вклад в развитие города».
«Эти люди - именно те, кто меняет город каждый день! Низкий вам поклон и искреннее спасибо за это!» - Написал в своём ЖЖ о церемонии награждения конкурса «Человек города» автор блога Дениса Агашина. В его планах, как это уже ни раз озвучивалось, построить в Ижевске 40 километров велодорожек. Можно прикинуть, сколько еще сотен миллионов из бюджета Ижевска может на это понадобиться, если на сегодняшний день открыто только 15 километров.
P.S. Кстати, самая длинная велодорожка (7,6 км), которую построит «Стройполимер» за бюджетный счёт в Ижевске, будет вести от кафе «Малахит» к Славянскому шоссе - элитному микрорайону «Сосновый бор», где недавно отстроил себе особняк сити-менеджер Агашин. А так, с советником-предпринимателем Богдановым сити-менеджера, конечно, больше ничего не связывает.