Мы шли на вернисаж не со стороны улицы Горького, а от памятника ижевским оружейникам, мимо ротонды, поэтому по пути миновали ободранный фасад Генеральского дома. Даже не верилось, что внутри этого ветхого с виду старинного здания вот-вот начнется праздник. Ну, хоть свежей краской бы подмазали…

Не зная, где главный вход, вошли в боковую дверь и, плутая по лестничным маршам, набрели на дверь с надписью «Ригель. Дизайн». Мы её подергали - дверь была заперта. Пошли вниз. В этот момент дверь неожиданно открылась и нам в спину понеслось: «Вам кого?». Моложавая дама с неприветливым лицом кратко пояснила, куда нам следует идти. «Так ведь это наверняка мама Маши Бутченко!» - вспомнила я публикацию коллег о «карманной» фирме главного художника Ижевска Марии Бутченко, расположенной как раз в Генеральском доме.

Нашли вход, сфотографировали живописного пьяного мужика и вступили на лестничный марш, украшенный интересными живописными портретами, чем-то слегка напоминающими по технике иконопись (левкас?) – это работы молодого ижевского художника Евгении Мальцевой. Здесь изображены те, кто когда-то руководил ижевскими заводами – генералы. Всего их было больше двадцати.

Собственно, «открывать»-то в музее еще нечего – экспозиция производит впечатление такого «черновика» - тут немного чего-то актуально-современного, там немного – симпатичного исторического «хлама». Музейщики так и рекомендовали своё «действо» - презентация будущего музея. Его замысел вполне в духе замечательного музейщика, очень креативного человека – Марины Борисовны Рупосовой. Которая, на наше счастье, оказалась «закопёрщиком» этого дела. Музей истории Ижевска структурно является филиалом муниципального выставочного центра «ГАлереЯ». А Рупосова, будучи в должности замдиректора, возглавляет отдел из четырех человек, которые и будут «строить» музейное пространство не только в генеральском доме, но планируется включить сюда же пивзавод Бодалёва и покинутое людьми здание Индустриального техникума (очень жаль, что правление Ижстальзавода уже снесли).

Сейчас у музейщиков пять помещений – два зала (один из них – большой парадный, окна которого выходят на аварийный балкон) и три небольшие комнаты. В них перемешаны старинные вещи с произведениями актуального искусства. Тут же известный ижевский «тусовщик» Анфим Халиков что-то «производит» со своими единомышленниками.

Приехавших к открытию сити-менеджера Дениса Агашина со «свитой» чиновников усадили за длинный стол, во главе которого «восседал» деревянный «генерал». Поскольку вся эта экспозиция идет под лозунгом «Легенды старого Ижевска», то было заявлено, что для того, чтобы стать настоящим «генералом», надо просидеть за этим столом не менее трех с половиной минут. За столом расселись: Агашин и его замы Теслева, Маринин, Кузьмин и «советник» сити-менеджера, отставной «дорожный» министр Олег Гарин. Сидели, вертели головами, смеялись.

Позже других к группе начальников присоединилась главный художник города Мария Бутченко в таком «наряде», что можно было предположить, что она сюда заглянула чисто случайно, возвращаясь с загородного пикника – на ней было светло-серые джинсы, больше похожие на трико типа подштанников. Может, я от моды отстала и так сейчас положено начальству ходить на светские рауты?

Мест за столом не досталось известным местным ученым, краеведам, общественникам. А они здесь были – и Евгений Шумилов, и Сергей Селивановский, и Виктор Туганаев, и Игорь Кобзев. Кстати, профессор Туганаев тут же рассказал нам (не всем) легенду о проклятии, наложенном на завод языческим жрецом удмуртов, жителей пяти удмуртских деревень, поглощенных заводом. Покидая обжитые места, аборигены ничего хорошего этому «чудищу» не пожелали. И вскоре, говорит профессор, плотину прорвало. И это бывало не раз. Но окончание легенды оптимистическое – если жители современного Ижевска будут вести себя «правильно», то есть нравственно, то проклятие их минует.

Еще одна «легенда» была театрализована – это известный сюжет о гибели красавицы-жены одного из генералов – начальников завода. Она была женщиной передовых взглядов и занималась в лаборатории химическими опытами. Что-то там у неё взорвалось и она погибла. Безутешный муж был в отчаянии… А исполнительницу роли жертвы любительских опытов несколько мужчин вынесли «после взрыва» на руках в соседнюю комнату.

Сергей Селивановский сообщил о книге (тоже только нам, не всем), которую он издал (она выйдет из печати в начале августа). Называется «События и люди в объективе фотографа». Это 434 фотографии ижевских фотографов-любителей за период с 1870 по 1970 годы, собранные как из музейных коллекций, так и из личных архивов фотографов и самого Саливановского, который собирал (и собирает) свою коллекцию уже более 50 лет.

Вместо фуршета, положенного на вернисажах (ну, так заведено) был платный буфет со сладостями по рецептам ведической кухни. Опять экзотические увлечения ижевского сити-менеджера! Я бы предпочла обычный сок с бутербродами.

Музейщики приглашают жителей Ижевска нести им свои раритеты. Но, думаю, пусть сначала фасад Генеральского дома отремонтируют. А то мимо идти страшно – вдруг балкон рухнет!