Даже после всего прочитанного у меня еще оставалась надежда на то, что для данной затеи будет выделен отдельный самолет до Москвы. Но эти надежды развеял звонок в справочную агентства воздушных сообщений. Оказалось, что от Ижевска до Москвы пассажира доставит обычный ежедневный рейс «Ижавиа», вылетающий в 7 утра. Затем в «Домодедово» человек сядет на самолет компании «ВИМ-АВИА» и продолжит свой путь в Симферополь.

А был ли планчик?

Как бы то ни было, уже 22 апреля «Ижавиа» и «ВИМ-АВИА» обменялись взаимными обвинениями в остановке продажи билетов на трансфер по маршруту Ижевск – Москва – Симферополь. Кто действительно был инициатором срыва достигнутых договоренностей – принципиального значения не имеет. Дело в том, что идея возить жителей Удмуртии в Крым через Москву была изначально бредовой. Все дело в том, что в срок до 1 мая Владимир Путин поручил правительству России организовать предоставление субсидий авиакомпаниям, чтобы те сделали доступными цены на авиабилеты до Симферополя и обратно. Однако в этом поручении ясно говорится, что оно не распространяется на маршруты из Москвы и Санкт-Петербурга!

Зачем вообще было городить огород со стыковкой рейсов в Москве, если можно организовать прямой маршрут до Симферополя со стоимостью билета в 4-5 тысяч (остальные расходы перевозчика берет на себя государство). Предположение только одно: у «Ижавиа» нет свободных самолетов! А потому единственная возможность отчитаться перед Путиным о создании «рейса в Крым» это доставить пассажира обычным рейсом в Москву, а там передать его в руки какой-нибудь другой авиакомпании.

Что за «ВИМ»?

ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» получила название по инициалам первого генерального директора – ныне покойного В.И. Меркулова. В 2004 году компания безо всяких кредитов и лизингов приобрела 12 подержанных лайнеров «Боинг-757», заплатив за них 160 млн долларов. Осведомленные источники считают, что за этой сделкой мог стоять Михаил Касьянов, отправленный в это самое время в отставку с поста председателя правительства РФ. Владельцами всего пакета акций авиакомпании стали супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы (на которых записано соответственно 1% и 99 % акций этого общества).

На момент покупки «Боингов» они еще не были авиахламом – каждому самолету было по 10-15 лет. На сегодня средний возраст авиапарка компании «ВИМ-АВИА» составляет 22 года. Четыре из купленных 10 лет назад «Боингов» уже находятся в нерабочем состоянии и стоят на приколе в «Домодедово».

Много – это сколько?

Во время действия летнего расписания количество рейсов из Москвы в Симферополь увеличивается с 3 до14 в сутки. Это значит, что через Москву в Крым могут ежедневно улетать не 600 пассажиров, а 3 тысячи человек. Однако это всего лишь капля в море, потому что перевозить нужно в десятки раз больше!

Чтобы не провалить туристический сезон 2014 года, необходимы массовые авиаперевозки из регионов России. Так было во времена СССР, когда из Ижевска в Симферополь ежедневно летал 164-местный реактивный Ту-154. Надо ли говорить о том, что билеты на этот рейс раскупались в день начала продажи на определенное число!

По информации от наших ближайших соседей, первые рейсы в Симферополь состоятся из Нижнекамска и Казани лишь 12 и 14 июня. Что касается ижевчан, то их перспективы полететь в Крым гораздо более призрачны. Недавно «Ижавиа» объявило о том, что цена билета от Ижевска до Анапы составит от 4300 рублей. То есть ровно в 2 раза дешевле того варианта, который то ли отменен, то ли приостановлен в кооперации с авиакомпанией супругов Мурсекаевых…

Конечно, можно поехать в Крым на автомобиле. Функционирует Керченская автомобильная переправа, которая ежесуточно может совершать до 33 рейсов паромов. Но если сегодня автовладельцу приходится ожидать 4 часа, то много ли найдется желающих простоять там летом часиков этак 8 под щедро палящим крымским солнцем?

«Сто метров от моря»

Из-за оттока отдыхающих граждан Украины цены на проживание в санаториях и пансионатах Крыма в этом году, конечно же, упадут скорее всего до уровня турецких курортов. Однако на сервис турецкого уровня туристам рассчитывать, мягко говоря, не следует.

В битве за клиентов жители полуострова будут использовать весь арсенал имеющихся средств по принципу «не обманешь – не продашь». Рекламные проспекты крымских здравниц составлены таким образом, что вы ни за что не сможете обвинить их в обмане. Например, там может быть написано, что пансионат расположен в ста метрах от моря. И это будет действительно так. Только вот выделенный для него пляж может быть смещен чуть ли не на километр в сторону, поэтому каждое купание вам придется совмещать с довольно продолжительной пешей прогулкой. Во избежание подобных казусов задавайте вопрос так: «Как далеко находится не море, а пляж данной здравницы?» В противном случае вам придется купаться за деньги на пляже других заведений либо на городском пляже.

Принимая решение о поездке в Крым, решите, что для вас главное: цивилизация или природа + достопримечательности. Если второе, то Крым очень выгодно отличается от Кавказа. Здесь вдоль моря не проложены железная и автомобильные дороги, которые круглосуточным шумом отравляют отдых туристам черноморского побережья Кавказа. К тому же, на полуострове есть куда съездить и что посмотреть. Не случайно летние резиденции российских императоров и президентов СССР были отстроены именно в Крыму. А уж они-то знали толк в правильном отдыхе.

Турсезон спасут «лоукостеры»

Еще 24 марта, когда железнодорожное сообщение между Россией и Крымом было прервано, Дмитрий Медведев дал поручение правительству РФ наладить на полуостров доступные авиаперелеты. Первыми компаниями, откликнувшимися на просьбу руководства страны, оказались «Аэрофлот» и «S7Airlines», которые уже снизили цену билетов на некоторые рейсы Москва-Симферополь с 8-11 тысяч до 3860 рублей.

В поручении Медведева также говорится о том, что должны быть использованы возможности создания малобюджетных авиаперевозчиков. Во всем мире под этим термином понимаются так называемые «лоукостеры» (от английского low cost – низкая цена). Такие авиакомпании оказывают ограниченный объем услуг. Например, во время полета пассажиров не кормят, а приобретенные на рейс билеты нельзя сдать назад или перенести на другое число. Абсолютно ничего криминального в такой практике нет, поскольку именно так в Европе путешествуют десятки миллионов малообеспеченных граждан – студентов, безработных и т.д.

Сумеет ли наш родной авиаперевозчик «Ижавиа» реализовать подобный проект или в качестве «лоукостера» к нам придут компании из других регионов? Как говорится, поживем-увидим. До лета остался ровно один месяц…