Однако пока реальным следствием кадрового эксперимента в Удмуртии стал лишь его побочный эффект - обрушение главного сервера республиканской власти. С понедельника, 19 мая, спустя несколько часов после начала голосования за кандидатов в члены правительства УР нормальная работа официального сайта Удмуртской Республики была неожиданно прервана. При попытке загрузить сайт udmurt.ru его посетители натыкались на надпись «ошибка 502 Bad Gateway», указывающую на проблемы в работе прокси-сервера, DNS-сервера или хостинг-сервера.

Около четырёх часов дня 19 мая, в один из коротких моментов подъёма сервера, администрация врио Главы УР разместила на сайте сообщение с объяснением случившегося: «Уважаемые посетители сайта! В связи с большим количеством посещений страницы проекта «Открытое Правительство» произошел технический сбой в работе сайта. За 6 часов онлайн-голосования было зарегистрировано 140 тысяч посетителей, что практически в 20 раз превысило обычный трафик». После такого объяснения, принимая в расчёт, какими значительными ресурсами обладало правительство для создания надежной информационной системы, можно сказать наверняка, что, по крайней мере, один министр в действующем правительстве точно потеряет свою должность — это министр информатизации и связи Владимир Перешеин. На его место, кстати, один из самых больших конкурсов — 13 кандидатов, включая самого министра (на момент подачи заявок — 14).

Проанализировать эссе всех кандидатов, подавших документы для участия в «Открытом правительстве», на момент передачи этого материала для публикации не представлялось возможным из-за нестабильной и крайне медленной работы страницы «Открытое правительство» и в целом всего сайта udmurt.ru. Однако просмотр чуть более 10 процентов эссе кандидатов произвёл удручающее впечатление. Во-первых, подавляющее большинство кандидатов даже не попытались написать то, что от них требовалось, ограничившись перечислением пунктов самого общего характера о направлениях своей деятельности в случае назначения. Некоторые тексты — чистой воды компиляция чужих публикаций, некоторые авторские соображения можно назвать просто полуграмотными. А их авторов хочется только послать, причём в самой грубой форме. Особое мнение об «эссе» действующих членов правительства — с этими докладами они, наверное, уже где-то когда-то выступали, только кто же поверит, что их писали сами министры, скорее кто-то из их замов.

От эссе этой категории кандидатов — действующих членов правительства, конечно, ожидалось совсем другое — критический анализ предыдущего периода их работы и предложения по изменению ситуации. Если не называть фамилий, то из просмотренного лично мне удалось найти лишь один текст кандидата (точнее, кандидатки) в «Открытое правительство», в котором просматривалось и знание проблематики, и логика построения текста, и алгоритмы действий в случае назначения. Маловато для такой оравы кандидатов в правительство. Но таковы уж реалии постволковской Удмуртии. Хорошо уж то, что проект «Открытое правительство» втянул такое большое количество претендентов, ещё большее количество экспертов (что-то около трёхсот), хотя далеко не все из них подходят на эту роль, и, конечно, мобилизовал общественные группы поддержки кандидатов для участия в голосовании. Эти последние уже принесли свою пользу, за считанные часы грохнув сервер государственной власти Удмуртии, то есть выявили одно из уязвимых мест в управленческой системе республики.

Есть, правда, и вопросы к организаторам. Во-первых, зачем выставлять на голосование должности, которые надо ликвидировать? Такие, например, как должность министра общественной безопасности, придуманную для отставного мэра Ижевска Виктора Балакина за то, что он согласился «без боя» отдать все завоевания местного самоуправления в столице Удмуртии. Или должность заместителя премьера, курирующего молодёжную политику и спорт, введённую специально для Николая Мусалимова, отказавшегося под давлением президента Волкова от мандата депутата Госдумы в пользу сына чеченского магната Бекхана Агаева.

Во-вторых, не совсем понятно, как так получилось, что в период подачи документов на сайте udmurt.ru отражались 25 должностей, а после окончания приёма документов их стало 28? Добавились должности ещё трёх заместителей премьера, это две должности, на которые сегодня претендуют всего по одному кандидату (оба действующие члены правительства), а также «мусалимовская» должность зампреда, где, помимо самого Мусалимова, только два кандидата (один «левый», а другой министр спорта Игорь Краснов, который, по всей видимости, и планируется на смену 61-летнему Мусалимову).

Вопросов, конечно, может быть больше, но, наверное, большинство следящих за проектом всё же полагают, что лучше пусть будет так, чем остаётся, как раньше. Так-то оно так, но никакой одноразовый проект «Открытое правительство» не способен решить проблему в принципе, пока не появится нормальная политическая конкуренция, а вместе с ней и конкуренция на уровне идей. В следующих номерах «Д» попытается разобраться именно с идеями, проанализировав представленные эссе во всех 171 заявках.

Текст передан для публикации через адвоката.


Конкурс на должности в проекте «Открытое правительство»

1. Министр информатизации и связи — 13 кандидатов
2. Министр общественной безопасности — 13
3. Министр промышленности и энергетики — 13
4. Министр экономики — 11
5. Министр здравоохранения — 11
6. Министерство национальной политики — 10
7. Министерство по делам молодёжи — 9
8. Министерство строительства — 9
9. Заместитель премьера по социальной политике — 8
10. Министр образования — 8
11. Министр культуры — 6
12. Министр социальной защиты — 6
13. Заместитель премьера — министр финансов — 5
14. Министр торговли и бытовых услуг — 5
15. Министр по физической культуре, спорту, туризму — 5
16. Председатель РЭК — 5
17. Заместитель премьера — министр труда — 4
18. Министр сельского хозяйства — 4
19. Министр природных ресурсов — 4
20. Министр имущественных отношений — 4
21. Заместитель премьера (минмолодежи, минспорт) — 3
22. Заместитель премьера — полпред — 3
23. Министр транспорта и дорожного хозяйства — 3
24. Начальник ГУ госслужбы занятости — 3
25. Министерство лесного хозяйства - 2
26. Начальник ГУ ветеринарии — 2
27. Заместитель премьера по АПК — 1
28. Заместитель премьера по ТЭК — 1