На протяжении многих лет зимнюю уборку улично-дорожной сети Ижевска, включая удаление снега, обработку песком и реагентами, а также ручную расчистку пешеходных переходов и остановок транспорта в основном обеспечивали три муниципальных предприятия: «Дорожно-ремонтное эксплуатационное управление», «Трест «Дормостстрой» и «Комбинат благоустройства Ленинского района» (КБЛР). Схема работы ижевских дорожников стала меняться в 2011 году, сразу после назначения главой администрации Ижевска Дениса Агашина, до этого полтора года проработавшего министром транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии.

С 2011 года контракты на содержание автомобильных дорог Ижевска стали заключаться не посезонно (отдельно на зиму и лето), а на полный календарный год, причем зимняя и летняя уборка были объединены. В 2012 году администрация Ижевска прекратила выплаты муниципальному предприятию «Трест «Дормостстрой» за выполненные дорожно-ремонтные работы, и на предприятии началась процедура банкротства. В 2013 году трест был исключен из круга исполнителей контрактов на содержание улиц, а число самих контрактов путем укрупнения сократилось до двух. Один из них был заключен с МУП «КБЛР» (18,3 млн руб. в «зимней» части, Ленинский район), второй – с МУП «ДРЭУ» (172,2 млн руб. в «зимней» части, Устиновский, Индустриальный, Первомайский и Октябрьский районы, включая «центральный округ»).

На этом централизация не закончилась. В крупнейший муниципальный заказ Службы благоустройства и дорожного хозяйства (СБ и ДХ) Ижевска на 2014 год были включены дорожные объекты уже и Ленинского района. В результате контракт по круглогодичному содержанию ижевской улично-дорожной сети достиг стоимости 318,8 млн рублей (в том числе 213,2 млн руб. в «зимней» части) и был выставлен на торги единым лотом. В декабре 2013 года этот контракт был заключен с МУП «ДРЭУ» по максимальной цене.

Другим важным событием при Агашине в 2011-1013 годы стало резкое сокращение суммарной площади улиц и тротуаров пяти муниципальных районов, за содержание которых отвечала Служба благоустройства (с 6100 до 4100 тыс. кв. метров) – при устойчивом росте абсолютных размеров финансирования. В 2011 году за содержание 6100 тыс. кв. метров улично-дорожной сети СБиДХ платила 30,5 млн рублей в месяц, а в 2013 году за 4100 кв. метров – 34,6 млн рублей в месяц. Средний тариф на зимнее содержание улиц, таким образом, за эти годы увеличился с 4,99 до 8,44 руб./м²/мес., иными словами, за каждый квадратный метр ижевских улиц из бюджета Ижевска стали платить в среднем в 1,7 раза больше денег в зимнее время.

В новом контракте на 2014 год общая площадь улично-дорожной сети Ижевска, переданной на обслуживание дорожникам от лица СБиДХ, вновь расширена до 5562 тыс. кв. метров, в то время как сумма финансирования на зимнее время года по всем категориям ижевских автодорог и тротуаров достигла 38,8 млн рублей в месяц. Средний тариф, таким образом, сократился до 6,97 руб./м2/мес., что ниже максимума 2013 года. Такие резкие колебания суммарной площади обслуживания в 2011-2014 годы, по крайней мере, отчасти были связаны с перераспределением сфер ответственности между Службой благоустройства и администрациями районов, происходившей в те годы. По собственному признанию сити-менеджера Дениса Агашина, «было много путаницы и суеты».

Очень сложной эта система является и сегодня. Достаточно сказать, что по контракту СБиДХ на 2014 год все городские дороги, тротуары и прочие объекты, требующие зимней уборки, разделены на 12 групп и подгрупп, каждой из которых присвоен свой, отдельный тариф на оплату содержания из бюджета Ижевска. Упомянутое сокращение среднего тарифа с 8,44 до 6,97 руб./м²/мес. неодинаково «ударило» по этим подгруппам: очень дорогое обслуживание улиц ижевского центра стало по сравнению с 2013 годом еще дороже, в то время как оплата уборки остального города стала еще скромнее, и разрыв между центром и окраинами усугубился.

«Центральный округ» - это территория Ижевска, ограниченная улицами 10 лет Октября, Удмуртской, Либкнехта и набережной Ижевского пруда. В 2014 году на уборку дорог и тротуаров в зимний период внутри этого квадрата контрактом СБиДХ предусматривается финансирование в размере 88,2 млн рублей, что составляет около 40% от общей стоимости заказа в его «зимней» части на весь город Ижевск (213,2 млн руб.). Площадь обслуживания улично-дорожной сети в центральном квадрате составляет 1062 тыс. кв. метров, или только 20% от общей площади дорог и тротуаров всего Ижевска по тому же контракту (5562 тыс. кв. м). Средний тариф на содержание улиц в центральном квадрате, таким образом, составит в 2014 году 15,00 руб./м²/мес. (в 2013 году по аналогичному контракту – 14,70 руб./м²/мес., +0,30 руб.).

На оставшиеся 80% площади улично-дорожной сети Ижевска по контракту СБиДХ в 2014 году приходится 60% «зимнего» финансирования. В абсолютных цифрах это 124 млн рублей на 4493 тыс. кв. метров площади или в среднем 4,05 руб./м²/мес. Для сравнения, в 2013 году средний тариф за пределами центрального округа, рассчитанный аналогичным образом, составлял по пяти районам Ижевска 6,38 руб./м²/мес. (–2,33 руб.)!

Именно резкое (более чем на треть) ухудшение среднего уровня финансирования «нецентральных» категорий улиц и тротуаров позволило в 2014 году увеличить площадь обслуживания по централизованному заказу с 4100 до 5562 тыс. кв. м. (+35%), при этом увеличив стоимость контракта в «зимней» части лишь от 190,5 до 213,2 млн рублей (+12%). Тем самым еще раз рельефно обозначились приоритеты администрации сити-менеджера Дениса Агашина: затраты на «центральный округ» не только не сокращаются пропорционально ухудшению общего уровня финансирования, но и увеличивают отрыв. Средний тариф на уборку снега и борьбу с гололедом в центре уже почти в 4 раза выше, чем в остальных частях Ижевска, а конкретно на 1 кв. метр тротуара вдоль ул. Пушкинской выделяется почти в 15 раз больше денег, чем на 1 кв. метр тротуара вдоль ул. Ворошилова, Гагарина или Орджоникидзе (соответственно 37,66 и 2,60 руб. в месяц).

Разные приоритеты имеют право на существование, но вопрос в степенях и в том, где положить предел. Неизвестно также, во что превращаются на практике с виду точные значения площадей и тарифов из официальных документов: кроме 12 групп и подгрупп ижевских улиц, контракт СБиДХ на обслуживание улиц предусматривает методику приемки выполненных работ с целой системой понижающих коэффициентов, которые в теории наказывают исполнителей за недостатки в работе, а на самом деле – словно созданы для злоупотреблений с бюджетом.

Городским чиновникам предлагается «визуально определять фактический уровень эксплуатационного состояния объектов», например, наличие или отсутствие случайного мусора, очищенного бордюра, рыхлого снега. Затем на основании такой оценки принимаются решения – заплатить дорожникам рубль или полтора, а, может быть, и 30 копеек. На выходе это реальные миллионы рублей, которые могут быть перечислены либо удержаны по решению людей, которые собираются «применять измерительные приборы при расхождении мнений». И с обеих сторон, заказчика и исполнителя – муниципальные служащие, подчиненные в конечном итоге сити-менеджеру Денису Агашину, без посредников и, в сущности, без какого-либо контроля.