Общественное мнение раскололось. Одни считают, что городская Администрация находится в своем праве, действует по закону и даже с благими намерениями. Другие уверены, что, действуя по закону и находясь в своем праве, Администрация в лице агашинских чиновников фактически занимается наглым захватом чужой собственности и бизнеса.

По этому поводу я неоднократно спорил с моим коллегой Александром Петровым. Его аргументы следующие. Почти все земельные участки под стоянками находятся в собственности у города и в аренде у частников или кооперативов. Таким образом, несправедливо говорить, что Администрация г. Ижевска у кого-то что-то отбирает. Она просто возвращает себе свое же имущество, расторгая или отказываясь продлевать договора аренды. И для чего всё это? Чтобы, как они сами утверждают, улучшить качество обслуживания и снизить цены на автостоянках. И точка.

Этот похожий на хлыща господин и будет, в случае реализации планов сити-менеджера Ижевска, управлять всеми автостоянками города.

Этот похожий на хлыща господин и будет, в случае реализации планов сити-менеджера Ижевска, управлять всеми автостоянками города.

То есть именно в этом месте точку хотелось бы поставить чиновникам. Но не будем формалистами и зададимся вопросом: почему чиновники вдруг озаботились совершенствованием автостоянок? Какая была в этом необходимость? Официальный пресс-релиз передает слова сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина: «На сегодняшний день в столице Удмуртии насчитывается порядка 300 платных автомобильных стоянок, 120 из них работают незаконно. Работающие сейчас стоянки не соответствуют архитектурному облику города, в них предоставляются некачественные услуги населению».

По поводу легальности-нелегальности Александр Петров уже сообщал, что муниципалитет пытается захватить 100 с лишним именно легальных крупных стоянок. Мелкие нелегальные стоянки — это отдельная тема. Чиновников они не интересуют. Очевидно, что в пресс-релизе эти стоянки упомянуты ради слова «нелегальные».

Теперь об «архитектурном облике города». Нельзя соответствовать тому, чего нет. Каждая частная лавочка делает себе индивидуальный дизайн фасада, весь город увешан ненавистной рекламой, гипермаркеты выглядят как самолетные ангары или огромные холодильники. Кого это волнует? Но стоянки не соответствуют. Хотелось бы узнать, где расположено то место, которое определяет у нас «архитектурный облик» Ижевска? В Ницце? Или в прибрежном местечке Испании, где брат сити-менеджера прикупил участок земли под строительство? Чему нужно соответствовать?

Руководить операцией будет профессиональный спецназовец  Сергей Климов.

Руководить операцией будет профессиональный спецназовец Сергей Климов.

Но предположим, что «архитектурный облик Ижевска» существует хотя бы на бумаге. В таком случае логично было бы выдать стояночникам предписание привести стоянки в соответствие этому облику. А, может быть, даже предложить сделать это на условиях софинансирования: земля же городская, да и облик Ижевска — это то, что касается каждого.

Следующий пункт - «некачественные услуги» населению. С каких пор чиновники выносят вердикты о качестве услуг в частном секторе экономики? На рынке, если потребитель пользуется услугой, значит, она отвечает его представлениям о качестве. Если потребитель покупает, значит, находит цену разумной. Не все стоянки заполнены на 100 процентов, но если они не закрываются, значит, им выгодно держать высокие цены. Вопросы качества только в том случае не могут решаться потребителем, если речь идет о монополии. Мы пользуемся водой из-под крана, муниципальными клиниками, городскими дорогами — хотя все они недостаточно качественные. Но у нас нет выбора. И точно так же у нас не будет выбора, когда Администрация г. Ижевска возьмет под контроль все автостоянки в столице Удмуртии.

Может быть, я неправильно понял, и речь идет о нарушении каких-то конкретных стандартов качества, но в таком случае следует провести проверку, выдать предписание. На этот случай есть регламентированная процедура. В конце концов даже если речь идет о тех, кто не платит по договорам аренды, нарушает стандарты, не хочет соответствовать облику города — всегда можно расторгнуть договор с такими арендаторами, а землю выставить на торги, чтобы найти на это место более сознательного предпринимателя.

Путь воина и путь жулика

Почему бы Администрации Ижевска, если там собрались такие эффективные и инициативные менеджеры, не заниматься отжимом чужого бизнеса, а найти пустующие участки земли, открыть на них муниципальные стоянки, создать условия жесткой конкуренции и вынудить частников снизить цены и улучшить качество обслуживания? Кто не выдержит конкуренции, уйдет сам. Если бы у чиновников хватило духу пойти по этому пути, то им можно было бы только поаплодировать.

Вместо этого они прикрываются правом собственности на землю и захватывают стоянки с помощью частных охранных предприятий. Хотелось бы напомнить, что земля принадлежит совсем не этой группе чиновников, а именно городу. Может быть, они считают, что, уничтожая рынок и создавая монополию, они действуют в интересах горожан?

Не сомневайся, когда уверен

Я потратил 4 тысячи знаков на разбор двух предложений из пресс-релиза. Однако это немного по сравнению с теми усилиями, которые прилагают чиновники, чтобы убедить нас в том, что отбирать чужой бизнес — это хорошо. В местных СМИ началась целая пиар-кампания по этому поводу.

Однако сегодня нет причин сомневаться в том, что, выбирая самый радикальный из способов вмешательства в частный бизнес, Администрация г. Ижевска действует не из высоких нравственных побуждений, а из шкурного интереса.

Городские стоянки — это огромные земельные участки. Их можно распродавать под жилую застройку, под торговые площади. Можно оставить и всё как есть. Но во всяком случае сейчас городской бюджет имеет с этих стоянок безликий земельный налог, выражающийся в цифрах статистики. А после экспроприации конкретные чиновники будут собирать с этой земли конкретные деньги. Это будет уже не какой-то там виртуальный налог, а совершенно реальные бумажные купюры в руках у совершенно конкретных людей. В частности, в руках у Сергея Климова, главы аппарата администрации города, заместителя Дениса Агашина, которого назначили ответственным за борьбу со стоянками.

Последние новости

15 февраля стало известно, что чиновники очень комплексно подходят к своему новому бизнесу. 25 февраля на очередной сессии Госсовета УР они планируют утвердить новые штрафы за парковку на газонах и детских площадках. Парковка в таких местах будет обходиться автовладельцу штрафом в сумме 1000 рублей.

Сергей Климов не скрывает, что новые штрафы придуманы для наполнения муниципальных стоянок. Он прямо заявил на пресс-конференции, что штрафовать водителей будут в тех районах, где есть «альтернатива» в виде стоянок.

Идея очень прибыльная. Судя по текущему количеству обращений на неправильную парковку во дворах, новые штрафы будут приносить Администрации г. Ижевска около 20 миллионов рублей в год. Часть водителей, которые не найдут себе легального места во дворе, будут вынуждены везти автомобиль на платную стоянку. Для чиновников это двойная прибыль.

Закон может вступить в силу уже 8 марта, через 10 дней после опубликования. А может и не вступить. Антимонопольная служба (УФАС) усмотрела в идее создания муниципальных стоянок нарушение закона «О защите конкуренции». На
4 марта назначены слушания, на которых действия ижевской администрации могут быть признаны незаконными. Случится ли это и последует ли тогда отмена новых штрафов — неизвестно. Однако пока Сергей Климов ощущает полную свободу действий. Он заявил, что уже решен вопрос об изъятии
30 автостоянок. Процесс продолжается.

Грандиозный шухер

Могут ли частные стоянки работать эффективно? Мы позвонили в одну из самых старых стоянок в Ижевске, существующую с 1982 года - а/c «Подборенка». Стоимость месяца обслуживания составляет на ней всего 500 рублей. Стоянка на 370 мест. Все заняты. Как объяснил председатель стояночного кооператива Сергей Шувалов, автовладельцы еще и в очередь записываются. «Мы предлагали расширить стоянку на пятьдесят мест. Была возможность. Документы уже подготовили, но началась заваруха» - рассказывает Сергей Шувалов. Он заявляет, что в его договоре аренды с Администрацией города прописано, что в случае изъятия земель для муниципальных нужд город обязан предоставить земельный участок не меньшей площади и, кроме того, оплатить все улучшения, произведенные на участке. Стоянка строилась на болоте, и Сергей Шувалов заявляет, что если шансов сохранить это место не будет, то он намерен добиваться от Администрации оплаты всех улучшений земли, в том числе, осушения болота и асфальтирования.

Многие гаражные кооперативы готовы и к более радикальным действиям. В том числе, к акциям протеста. И это не говоря об автомобилистах, которые едва ли будут рады новым штрафам. Популярный персонаж куплетист Попандопуло в известной оперетте говорил в таких случаях: «Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера».

А они не обманут?

За стояночный бизнес взялись люди с большим количеством профессий. Тот же Сергей Климов был и начальником спецназа УФСИН, и замом директора «Удмуртской хлебной компании», он же отвечал за безопасность дорожного движения в республике. Денис Агашин тоже занимал очень разные, но очень похожие посты. Когда люди с таким опытом берутся делить всё по-честному, то остается только надеяться, что найдется хоть что-то, что не впишется в их «фасончик».