Адвокатская палата УР — это организация, объединяющая всех адвокатов республики и имеющая право на присвоение и лишение статуса адвоката. На сегодняшний день в Удмуртии числится более 700 адвокатов. Президент палаты Дмитрий Талантов убеждён, что все они проявят солидарность и примут участие в объявленной 26 ноября советом Адвокатской палаты акции протеста.

СИЗО-1 находится в Ижевске по известному адресу: ул. Базисная, 13. Заведует учреждением Игорь Киреев. Для него это уже третий крупный скандал за текущий год. Напомним, что в феврале в Следственном изоляторе № 1 несколько заключенных вскрыли себе вены. Как они позже объяснили сами, это было сделано для того, чтобы спасти от избиения сотрудниками изолятора одного из заключенных. Прибывшие на место правозащитники сделали вывод, что сотрудники СИЗО превысили свои должностные полномочия и пытались фальсифицировать документы. А за несколько дней до этого происшествия был изобличен в совершении преступлений один из сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по УР Леденцов А.О.

Но если в начале года история касалась лишь нескольких заключенных, то теперь действия сотрудников следственного изолятора вызвали протест у всего адвокатского сообщества. И тут в первую очередь нужно отметить, насколько это беспрецедентный случай. Адвокатская палата Удмуртской Республики никогда до сегодняшнего дня не выступала инициатором каких-либо публичных протестных акций. Ее основная деятельность заключается в мониторинге работы адвокатского сообщества, возбуждении дисциплинарного производства в отношении адвокатов, присвоении и лишении статуса адвоката.

Однако необъяснимые события в СИЗО-1 заставили адвокатов Удмуртии выступить с публичным заявлением. 26 ноября Адвокатская палата Удмуртской Республики объявила о проведении внеочередного заседания совета, членами которого являются председатели практически всех крупных адвокатских образований республики. В результате этого заседания был принят документ, который фактически объявил мораторий на посещение адвокатами СИЗО-1 до тех пор, пока не будут наказаны виновные и не будут даны объяснения, с чем связано странное поведение сотрудников изолятора.

Странное поведение - это обыски у адвокатов, посещающих своих подзащитных. У адвокатов в буквальном смысле «роются в белье». «Согласно заявлениям адвокатов и информации, поступающей от них, при посещении доверителей, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по УР, в отношении адвокатов сотрудниками названного учреждения фактически проводится личный обыск, унижающий честь, достоинство и умаляющий профессиональный статус адвоката, а также просматриваются и даже уничтожаются документы адвокатского производства. При этом личный обыск в отношении адвокатов проводится с грубейшими нарушениями конституционных прав и положений действующего законодательства, при отсутствии судебного решения, без указания на какие-либо правовые и фактические основания для проведения личного обыска, без участия понятых, без письменной фиксации хода и результатов этих незаконных действий», - говорится в решении Адвокатской палаты Удмуртии.

О своем личном опыте нам рассказал президент палаты Дмитрий Талантов. Когда он пришел в СИЗО-1 к подзащитному, один из сотрудников изолятора заявил, что сейчас в отношении его будет проводиться обыск. «Я еще пошутил, что даю бесплатную консультацию: не называйте это хотя бы обыском. Скажите, что досмотр происходит. Потому что на личный обыск нужно судебное решение. Мы посмеялись. Я думал, что пошутил. Оказывается, это была не шутка», - говорит Дмитрий Талантов. Раздевать президента Адвокатской палаты не стали. Зато при одном из очередных посещений изолятора сотрудники колонии стали на глазах у адвоката рвать документы, которые он принес собой. «Достали мои документы и видят некую бумагу, которая в отличие от остальных была написана от руки. Сотрудница СИЗО берет и рвет ее в мелкие клочья. Я спрашиваю: «Вы что делаете?» Она отвечает: «Это записка». Я ее спрашиваю, по каким признакам она решила, что это записка? И почему, даже если это что-то запрещенное, она считает, что вправе это разорвать? Можно же дать законный ход: написать докладную, изъять, взять у меня объяснения. А она просто берет и рвет. Я спрашиваю: «А вы не боитесь, что это расписка на 500 тысяч долларов была? У вас не возникает ощущения, что это был документ адвокатского производства, а вы нанесли невосполнимый вред?» А она только смотрит оловянными глазами», - рассказывает Дмитрий Талантов.

По его словам, подобное поведение сотрудников СИЗО-1 имеет массовый характер. Странным обыскам подвергают не только адвокатов, но даже следователей Следственного комитета. Не называя из этических соображений фамилий, Дмитрий Талантов рассказал, как двух женщин, адвоката и следователя Следственного комитета, буквально раздели в СИЗО-1. Сотрудники изолятора не объясняли причин своего поведения, не говорили, в чем их подозревают и что ищут. После обысков никаких запрещенных предметов найдено не было, никакие претензии не предъявлялись. Женщин раздели до нижнего белья. Одной из них даже заглядывали под лифчик, видимо, в поисках чего-нибудь запрещенного.  Вероятно, их заставили бы снять с себя и трусы, но эта часть нижнего белья оказалась «просматриваемой». Поэтому сняли не всё. Пикантной подробностью является еще и тот факт, что комнаты, где проводятся обыски, оборудованы видеокамерами. А значит, обнаженных женщин, вероятнее всего, еще и записывали на видео.

Как считает Дмитрий Талантов, в Удмуртии есть тюрьмы и изоляторы с дурной репутацией, где, наверное, могло бы произойти что-то подобное. Однако, по его словам, СИЗО-1 до начала этих странных обысков к их числу не относилось. «Этот изолятор не славился среди учреждений пенитенциарной системы какой-то жесткостью или сумасшествием работников. Что тут произошло - мне просто непонятно», - говорит он.

Официальных ответов от сотрудников СИЗО-1 еще не получено. Однако сейчас уже можно судить, что проблема не связана с каким-то отдельным сотрудником, решившим задать всем жару. Адвокатов и следователей обыскивают разные люди, а значит, скорее всего, выполняется какой-то приказ сверху. С какого «верху» - это пока только предстоит выяснить.

Сегодня Адвокатская палата обратилась в Следственный комитет, сотрудникам которого также пришлось в раздетом состоянии мёрзнуть на бетонном полу СИЗО-1. Адвокаты потребовали возбудить уголовное дело за нарушение адвокатской тайны, уничтожение документов адвокатского производства и проведение личных обысков без соответствующих санкций.

В своем решении они публикуют подробную инструкцию для адвокатов, как вести себя во время действия моратория. В частности, решение оговаривает, что в случае реальной угрозы нарушения прав своего доверителя и если нет другого выхода, адвокат всё же может посетить СИЗО-1. Но при этом он должен информировать об этом палату, а также требовать от сотрудников СИЗО досконального соблюдения законов.

Дмитрий Талантов считает, что те сотрудники изолятора, которые стали виновниками возмутившего сообщество происшествия, должны быть уволены со службы.

Корреспондент «Д» попытался обратиться к начальнику СИЗО-1 Игорю Ивановичу Кирееву, чтобы получить его разъяснения. Из короткого разговора с секретарем стало понятно, что о возникшем конфликте в изоляторе всем хорошо известно. Стоило только упомянуть фамилию Дмитрия Талантова, как секретарь тут же сказала, что поняла, по какому я вопросу. Не пришлось ничего пояснять. Меня попросили подождать. Минуту в трубке играла музыка из какого-то балета - неожиданный выбор для начальника изолятора. Потом трубку снова взяла секретарь.

Она вежливо сообщила, что Игорь Иванович, узнав, по какому вопросу я звоню, отказался со мной разговаривать. «Вся информация через управление», - добавила она. Именно такого ответа я ожидал больше всего. Такие ответы свидетельствуют о двух вещах: во-первых, конфликт действительно имеет место, во-вторых, руководству СИЗО-1, очевидно, нечего сказать в свою защиту, в связи с чем решено «отмолчаться» и пропустить волну.