Киноклуб «Бриколаж» показывает исключительно российское авторское современное кино. Здесь смотрели «Жар нежных» Александра Расторгуева и «1210» Арсения Гончукова. Последний раз в «Бриколаже» показывали фильм «За Маркса» режиссера Светланы Басковой. Напомним, что именно Светлана Баскова является режиссером легендарного фильма «Зеленый слоник», который вызывает рвотный рефлекс у всех, кто пытался его смотреть.

Справка

Бриколаж - термин, использующийся в различных дисциплинах, в том числе в изобразительном искусстве и литературе, и означающий создание предмета или объекта из подручных материалов, а также сам этот предмет или объект.
Никита Сморкалов, один из организаторов показов, считает, что есть принципиальная разница между «Бриколажем» и другими киноклубами города. «Прежде всего, что такое киноклуб? Есть всем известный Ижевский киноклуб – это не совсем киноклуб. Это арткинотеатр. Это кинотеатр, куда люди приходят посмотреть какое-то серьезное кино, которое подбирает человек со вкусом. А «Бриколаж» – это, прежде всего, клуб. Это некое сообщество. Мы приходим туда общаться друг с другом и с авторами фильмов», - рассказывает Никита Сморкалов.

Кроме недостатка в общении с «людьми кино» организовать «Бриколаж» Никиту и его товарища Дмитрия Шевкунова побудило географическое расположение Ижевска. «Ижевск – город «тупиковый». К нам не очень часто кто-то заезжает. Серьезные усилия надо прилагать, чтобы сюда приехал какой-нибудь режиссер, дал мастер-класс. Проездом здесь никто не бывает», - считает Никита.

Из положения он выходит с помощью Интернета. Авторы фильмов выходят на связь со зрителями при помощи Скайпа. Такой способ не требует никаких материальных затрат. Режиссеры, по словам Никиты, с охотой соглашаются на такой формат.

Показы проходят два раза в месяц в антикафе Take Your Time (ул. Пушкинская, 185). Следующий показ состоится 3 декабря .

Зрителей ждет диптих Петра Жукова и Даниила Зинченко – фильмы “Ю” и “165”. Оба автора являются представителями объединения “Вверх!”. Режиссеры увлечены проблемами «русского космизма». В своих работах они изучают идею объединения искусства, науки, политики и религии в едином культурологическом пространстве.

Подробнее о киноклубе «Бриколаж» можно узнать на его страничке в Интернете http://vk.com/club58883149.

Фрагмент беседы участников киноклуба «Бриколаж» с режиссером «Зеленого слоника» и «За Маркса» Светланой Басковой

Никита Сморкалов: Известный «левый» мыслитель Ален Турен выразил такую мысль: человек становится идентичен своему труду. В вашем фильме рабочие показаны интеллигентами, которые играют в шахматы, размышляют о русской литературе, об истории. Насколько эта ситуация реальна для российских рабочих?

Светлана Баскова: Я бы хотела сказать, что эти рабочие, они не только рабочие – они активисты профсоюза. Для активиста профсоюза надо быть достаточно опытным человеком, иметь какой-то запас знаний. Естественно, что они начитанные, образованные люди в своей проблематике. С другой стороны, они вышли из советского времени. Они сами говорят, что в школе они проходили и Гоголя, и Белинского, и что программа в Советском Союзе была обязательна, одинакова во всех школах страны... Я ездила по разным городам, когда готовила этот фильм. Это были профсоюзные организации. Люди, с которыми я могла говорить, очень начитанные и знают гораздо больше меня. В Калуге, например, профсоюз есть. У них существует целый обучающий цикл лекций: то к ним адвокат, то юрист приходит. То художник может прийти... Получается, что у нас такие стереотипы, и у вас в том числе, что рабочие не в состоянии даже читать. Я общалась с людьми, которые состоят в этих альтернативных профсоюзах, которые Маркса прочли точно. Думать, что они классику не могут прочесть, что они в шахматы не могут играть, – это просто смешно. Что они, какие-то уроды, что ли?

Никита Сморкалов: Вы можете рассказать о своих творческих планах?

Светлана Баскова: Идеи есть, я пишу сценарий. Но очень сложно говорить о том, будет этот фильм или нет. Потому что в наше время всё зависит от денег. И быть независимым режиссером очень сложно. Если этот фильм мы сняли на свои деньги, то теперь больше этих денег нет. Я пишу сценарий. Это исторический фильм о России начала XV века. Подробности я не буду сейчас раскрывать.

Игорь (участник киноклуба): Ваш фильм - это призыв к революции? К чему он призывает, на ваш взгляд?

Светлана Баскова: Этот фильм - некая моя гражданская позиция. Я хочу, чтобы зритель задумался, кто он, чтобы у него проснулось чувство собственного достоинства. Сейчас это не очень популярное слово. А три года назад, когда я снимала, это слово вообще не использовалось... Человек должен брать свою судьбу в свои руки, а не говорить, что «так мир устроен». Тогда ничего хорошего не произойдет. И мы детям своим будем говорить: «Ну да, так мир устроен». Нас будут дети спрашивать: «А где же справедливость?» А мы им скажем: «Ну вот, мы вас родили, чтобы вы тоже в таком состоянии были». Мы должны отдавать себе отчет, кто мы есть. В советское время люди были инфантильны. В том смысле, что им не приходилось бороться за что-то, защищать что-то. Я беру в общем. Советский человек не был рассчитан на какую-то борьбу. Он считал, что о нем позаботятся. А сегодня капитализм подразумевает, что ты всё время в напряжении... О революции речи не идет. Кому делать революцию? Люди несчастны, им тяжело, они устали. Но что-то надо делать. Мы не можем так просто смотреть на это всё и с этим соглашаться.

Дмитрий (участник киноклуба): Три главных героя работают на заводе не первый год. И проблемы на заводе существуют уже давно. В фильме упоминается, что указ Ельцина о создании независимых профсоюзов существует уже довольно давно. Почему в таком случае они решаются только сейчас создать независимый профсоюз?

Светлана Баскова: Раньше это невозможно было сделать, потому что давление администрации было очень сильное. И до сих пор на больших заводах вы не увидите ни одного независимого
профсоюза. Единственный большой город, где существует профсоюз, – это Тольятти. Там существует профсоюз «Единство». В других больших городах, где есть большие производства, там до сих пор нет профсоюзов. То, что сейчас начинают появляться профсоюзы, – это здорово. Почему этого раньше не было? Наверное, тогда еще не созрели молодые люди.

Полную версию интервью слушайте на страничке киноклуба «Бриколаж».