1,3 млрд рублей к плануЗа всё это депутатам предложили «просто проголосовать» и затем дорабатывать проект документа совместно с Правительством УР и под его руководством.

Из двух традиционных бюджетных заклинаний, крепко выученных представителями республиканской власти, – «сбалансированный» и «социально ориентированный» – первое в этом году отброшено и забыто, а второе, похоже, никто уже не воспринимает всерьез. В выступлении председателя постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам, вице-спикера Госсовета УР Софьи Широбоковой доминировали совсем другие характеристики: «сложно», «грустно» и «к сожалению».

Безусловный приоритет

Доходы бюджета УР на 2014 год прогнозируются в размере 49,272 млрд рублей, расходы – 55,578 млрд рублей, дефицит – 6,306 млрд рублей. Чтобы выполнить этот план по доходам, Удмуртия в 2014 году должна собрать 15,2 млрд рублей налога на прибыль организаций, что является «сверхнапряженным», т. е. рискованным, предположением.

По словам Софьи Широбоковой, относительно имеющихся доходов «выше прогноз только в Мордовии». При этом в текущем 2013 году аналогичный «сверхнапряженный» прогноз правительства Удмуртии уже сорвался: годовой прирост всех собственных доходов должен фактически составить лишь 12% при прежних ожиданиях на уровне 27%, а в абсолютных цифрах, как сообщил министр финансов и вице-премьер УР Валерий Богатырев, в 2013 году бюджет региона недополучил
1,3 млрд рублей к плану.

Повышение зарплат бюджетникам в соответствии с указами Президента РФ Владимира Путина – «безусловный приоритет» на 2014-2016 годы, перед которым перспективные статьи расходов бюджета УР оказались не защищены.

«За три года, с 2012-го, сумма на зарплаты в бюджете УР увеличится на 9 миллиардов рублей, – сообщила вице-спикер Софья Широбокова в своем докладе по проекту бюджета. – Поэтому некоторые направления бюджета, которые мы всегда считали ключевыми, к сожалению, меньше бюджета на 2013 год. Самой грустной частью бюджета является инвестиционная составляющая. Не нашел пока своего отражения инвестиционный фонд… очень сложно формируется бюджет дорожного фонда».

Софья Широбокова назвала также ряд госпрограмм, которые оказались «по сути, обижены»: развитие информационного общества (обеспечена финансированием на 28% от потребности), охрана окружающей среды (42%), утилизация отходов (55%). «И совсем странно, что программа создания условий для устойчивого социально-экономического развития УР в проекте бюджета принята всего на 56%», – заявила вице-спикер Госсовета УР. Однако возможные обиды «обиженных» Софья Широбокова в своем выступлении предупреждала в духе конструктивного сотрудничества с правительством Удмуртии: будут поправки ко второму чтению, будет и возможность править бюджет в следующем году на ходу.

ЛДПР – «за»

Фракции КПРФ и ЛДПР в Госсовете Удмуртии тем не менее поставили авторитет Правительства УР под сомнение. Первым с выступлением по бюджету-2014 к трибуне вышел глава объединения «жириновцев» Дмитрий Кулишов, который по бумаге, но с большим выражением, словно собираясь учинить бюджету разгром, зачитал ряд официальных выводов Государственного контрольного комитета.

Самые многочисленные претензии у депутатов и ГКК УР возникли к прогнозу социально-экономического развития Удмуртии, который был выполнен Минэкономики УР и положен в основу проекта бюджета. Как отметил в своем заключении ГКК, обоснования параметров прогноза (ВРП, инфляция, индексы производства) в документах отсутствуют, методики расчета прогнозных показателей никем не утверждены, а сами прогнозы из года в год опровергаются реальным развитием экономики. При этом если в 2013 году, как теперь известно, ожидания Правительства УР по ВРП и доходам бюджета оказались завышены, то в 2009-2012 годы, напротив, республиканские чиновники существенно занижали прогноз, что приводило к многократному распределению «дополнительных поступлений в бюджет» на протяжении финансового года.

«Именно по этой причине мы много обсуждаем на этапе принятия поправок, спорим, создается видимость активного участия депутатского корпуса, – прокомментировал эту ситуацию Дмитрий Кулишов. – А по факту в течение года правительство самостоятельно перекидывает средства бюджета под условием «дополнительных доходов».

Глава фракции ЛДПР в Госсовете УР заявил о том, что отсутствие обоснований в прогнозе противоречит Бюджетному кодексу России, а также перечислил параметры самого бюджета-2014, для которых не приведены расчеты: по видам налоговых и неналоговых доходов, по доходам, выпадающим в результате списания задолженности муниципалитетов, по источникам финансирования дефицита бюджета, продаже активов и видам процентных платежей по кредитам. «Обращаюсь в Правительство УР с просьбой направить в адрес фракции ЛДПР все упомянутые расчеты и обоснования, – заявил депутат Кулишов, а затем, как показалось, против логики заключил: – В настоящий момент депутатская фракция ЛДПР приняла решение поддержать принятие проекта бюджета в первом чтении»…

КПРФ – «против»

Председатель Госсовета УР Владимир Невоструев дважды прерывал Дмитрия Кулишова в ходе его выступления – депутатам, попросившим слова, было дано лишь по 3 минуты каждому, словно обсуждался не бюджет Удмуртской Республики, а банкет перед Новым годом. Не уложился в отведенное время и глава фракции КПРФ Владимир Чепкасов, объявивший о том, что коммунисты будут голосовать против предложенного Правительством УР законопроекта.

«Нас удивляет формальный подход к подготовке столь серьезного документа, – выразил депутат Чепкасов отношение фракции КПРФ к правительственному прогнозу СЭР. – Некоторые цифры в нем вызывают серьезные сомнения. Излишне оптимистичный прогноз: складывается впечатление, что он сделан не на основе серьезного научного экономического подхода, а исходя из политического заказа». По мнению фракции КПРФ, условия для промышленного развития в Удмуртии не созданы и ожидать увеличения промпроизводства в 2014 году на 2% нет оснований, так как в текущем году темпы роста упали практически до нуля.

Владимир Чепкасов назвал проект бюджета на 2014 год «непрозрачным» в первую очередь по разделам капитального и дорожного строительства. «Депутатам вновь предлагают «просто проголосовать» за выделение 2 миллиардов на капстроительство без указания конкретных объемов, – прокомментировал он. – Видимо, это столь незначительные средства, на которые можно просто не обращать внимания. Это касается и средств дорожного фонда».

«Расходная часть бюджета по отношению к 2013 году уменьшается более чем на 3 миллиарда рублей, – отметил глава фракции КПРФ. – Фактически мы говорим о серьезном сокращении ассигнований по функциональным направлениям. Поэтому, как много бы ни говорилось о социальной направленности бюджета, фактически он таковым не является… Фракция КПРФ не поддержит его принятие в первом чтении».

Особое мнение Бычкова

Спустя некоторое время Владимир Чепкасов, также пострадавший от «трехминутки Невоструева», взял слово с места и сообщил, что столь сжатые рамки обсуждения не соответствуют установленному порядку. «Давайте руководствоваться регламентом, – обратился Чепкасов к спикеру Госсовета УР. – В первом выступлении в прениях 10 минут, в повторном 5 минут. Вы сегодня приняли другой график, что скомкало обсуждение проекта бюджета, что не на пользу ни проекту, ни депутатам». Владимир Невоструев отреагировал сдержанно: «Спасибо за замечание».

Но еще раньше на трибуну поднялся избранный в Воткинске от «Единой России» депутат Юрий Бычков. Он выступал без бумаги и апеллировал к здравому смыслу, что звучало подчас радикальнее речей его коллег от оппозиции.

«Главная цифра прогноз роста ВРП, на этот год он обнулен практически две десятых процента, – рассуждал депутат Бычков. – Что является причиной для того, что мы отскочим от нуля и пойдем вверх? Ничего. Прогноз не соответствует действительности, и если мы ситуацию менять не будем а мы ее менять не хотим, то, естественно, мы будем снижаться ниже нуля. Это мой прогноз, зафиксируйте, пожалуйста, и посмотрим, что будет через год».

Юрий Бычков предложил сосредоточиться на двух направлениях: поощрении территорий, которые должны получить возможность самостоятельно распоряжаться ресурсами по своему усмотрению, и стимулировании промышленных предприятий, с которыми «министерства должны сесть за круглый стол, чтобы понять, что им на самом деле необходимо». «Министерства должны лично отвечать за то, как развивается отрасль, – заявил депутат. – Хорошо развивается отлично. Плохо значит, министр должен покидать свое место». Кроме «единоросса» Бычкова, об отставках в кабинете министров УР на сессии 19 ноября никто так не ставил вопрос.

«Вкратце хочу сказать: я за такой бюджет голосовать не буду, я не хочу через год встретиться и увидеть уже совсем другие цифры, – сказал Юрий Бычков. – Давайте поставим точку, давайте начнем заниматься доходной частью бюджета, а не надевать друг другу розовые очки».

Дополнительные источники

Заместитель председателя Госсовета УР по бюджету, налогам и финансам Софья Широбокова, выступавшая последней перед самым голосованием, сделала напоследок два многозначительных заявления. Во-первых, по ее словам, «Государственный совет до сих пор не имеет четких мероприятий по снижению госдолга» – иными словами, за целый год, прошедший с момента принятия действующего бюджета-2013, никакого прогресса не произошло, лишь сам долг правительства Удмуртии увеличился (в перспективе – до 34 млрд рублей, с выплатой 3 млрд руб. процентных платежей в 2014-м).

И, во-вторых, ввиду ухудшения государственных финансов законодатели совместно с правительством Удмуртии намерены искать, что еще можно взять в бюджет с частного сектора. Софья Широбокова назвала следующие направления: активизация борьбы с «серыми» зарплатами на коммерческих предприятиях; оптимизация налоговых льгот; акцизы на ликеро-водочную продукцию; «поиск новых доходных источников от предприятий малого бизнеса». «По многим направлениям нам нужно готовить законодательные инициативы в Госдуму РФ, – отметила вице-спикер Госсовета УР. – Одни мы не справимся».

«Учитывая то, что мы должны принять наш бюджет раньше бюджетов муниципалитетов, а их у нас тридцать, и бюджетов поселений, мы не можем допустить того, чтобы не принять этот бюджет», – убеждала Софья Широбокова. Впрочем, парламентское большинство «Единой России» и так не спорило с руководством: против бюджета в первом чтении проголосовали лишь 10 депутатов, один депутат воздержался. Предполагается, что 10 декабря Госсовет УР рассмотрит бюджет на 2014 год вместе с поправками во втором чтении.