Денис Агашин в прошлом году сказал, что уже скоро построит в городе 40 километров велодорожек. Новость о масштабной стройке облетела все республиканские СМИ. Правда, тогда еще никто не знал, что правильнее говорить не «построит», а «нарисует».

Технология очень простая. Приходят работники какого-нибудь «Уралстройсервиса», который выигрывает все тендеры подряд, и рисуют. Макнул кисточку в краску, провел линию, еще макнул. Два раза макнул — уже целый метр велодорожки готов.

Велосипедисты, кстати, как мы знаем, быстро освоили этот нехитрый способ, и стали «строить» велодорожки везде, где вздумается. Самодельную велодорожку можно увидеть на спуске от Центральной площади по эспланаде к монументу Дружбы народов. Но неважно, кто их рисует. Главное, что это не работает.

Не стоит

Если вспомнить слова Агашина, то он обещал построить одну велодорожку через весь город. Судя по всему, предполагалось проложить ее из Строителя на Автозавод. Именно эта велодорожка должна была быть длиной 40 километров. «И к ней уже будем присоединять пути в другие районы», - рассуждал Денис Владимирович.

«Такая задача стоит», - говорил он. Теперь уже, очевидно, не стоит. И вообще, похоже, что тема очень длинной велодорожки Дениса Владимировича уже не возбуждает.

Напомним, что ее планировали протянуть от набережной по Кирова, Удмуртской и дальше по Славянскому шоссе. Тогда не вдавались в подробности, почему именно по Славянскому шоссе. Теперь ходят слухи, что в тех краях, на Биатлоне, построил себе дом самый высокопоставленный велосипедист Удмуртии министр финансов Валерий Богатырев.

Сейчас велодорожки прокладывают уже явно не по тому маршруту, что, может быть, и неплохо. Но опять же, нарушая все планы Агашина. Встречаясь с журналистами в прошлом году, сити-менеджер рассуждал, как нужно прокладывать велодорожки. «Ни в коем случае не проезжая часть. Это будет по газону. То есть она будет в стволе, так скажем, пешеходных дорожек», - говорил Агашин.

В итоге вместо расширения тротуаров за счет газонов мы видим, что сужаются пешеходные зоны за счет велодорожек.

Не работает

Гуляя по улице Пушкинской, я увидел мужчину, торговавшего какой-то блестящей белибердой. Свой лоток он установил прямо на велодорожке, да еще и непосредственно на знаке, сигнализирующем о ее начале. Подъехав к нему на велосипеде, я спросил: «Почему вы разложились прямо на велодорожке?» «Разве я вам помешал?» - удивился мужчина. «Конечно, помешали, это же велодорожка», - ответил я. «Я скоро уйду», - невозмутимо ответил мужчина и продолжил торговлю.

Поехав всё по той же велодорожке, я через несколько метров чуть не столкнулся с другим мужичком, затормозил в последний момент. Мужчина глядел на меня непонимающе. В его глазах читалось: «Ты что, трамвай?» После десяти секунд обоюдного молчания он отошел в сторону.

Ни люди, ни велосипедисты не понимают, что появилась отдельная новая зона на дорогах. Почему? Почему понимают в Европе?

Тут нужно вспомнить анекдот. «Мы решили сделать футбольные газоны как в Великобритании. Взяли рецепт. Написано: косить и поливать. Делаем. Не получается. Возвращая рецепт, спрашиваем: в чем дело? Нам отвечают: всё правильно вы делали. Нужно косить и поливать, косить и поливать — в течение 300 лет».

В США первая прогулочная велосипедная дорожка появилась в Калифорнии в 1900 году. Она была вымощена сосновыми досками. В Голландии к 1920 году велосипеды составляли 75% в общегородском транспортном потоке. Массовое же появление велодорожек в Европе относят к послевоенному времени. Хотя в той же Англии, например, строить велодорожки начали только после 1970 года.

В любом случае Россия, следуя своей извечной идее «догнать и перегнать», плетется в хвосте. Отстаем мы лет на пятьдесят-шестьдесят. Но, с другой стороны, есть мировой опыт, который говорит, что строить, например, из сосновых досок убыточно. Та фирма разорилась через два года.

Мировой опыт

Возьмем, например, Амстердам. Велосипедные дорожки организованы по-разному. На узкой улице Корте Марникстраат (Korte Marnixstraat) велосипедная дорожка занимает часть проезжей части, отделяясь от нее лишь белой линией. На улице Spaarndammerstraat, где проезжая часть дороги уложена брусчаткой, велодорожки размечены по обеим сторонам автомобильной части дороги, а автомобильные параллельные парковки прижаты к тротуару за велодорожками. И так на многих улицах. Где-то велодорожка в дополнение к белой разметке выделяется красным цветом.

Реже встречается, когда велодорожки проложены по тротуарам. Тогда от пешеходной зоны ее отделяет бордюр, а сама велодорожка выделяется красным цветом. Нередко, например, на улице Spaarndammerdijk пешеходная зона в три раза уже совмещенной с нею велосипедной дорожки.

Характерное отличие: совмещенные с пешеходной зоной велодорожки выделяют красным цветом, ассоциирующимся с опасностью. На дороге же велодорожку достаточно обозначить сплошной или прерывистой белой линией, так как для водителей такая разметка привычнее и понятнее.

Денис Агашин, кстати, выступал категорически против размещения велодорожек на проезжей части. «Есть масса примеров, когда сделали на проезжей части, в Москве, например. Но, как всегда, у нас культуры вождения пока особо нет. На этих велосипедных дорожках организованы стоянки автомобильные», - говорил он журналистам.

Красным цветом велодорожки, совмещенные с тротуарами, выделяют и в Берлине. Кроме того, их окаймляют белыми линиями, но выступающих бордюров здесь нет. В местах, где нет велосипедных дорожек, велосипедисты ездят по обочинам дорог или по выделенным линиям для общественного транспорта.

Почему в Германии все ездят по велодорожкам и по проезжей части? В частности, потому, что нарушить правила и выехать на пешеходную зону стоит от 15 до 30 евро (от 600 до 1200 рублей). За превышение скорости на велосипеде — еще 15 евро.

В российских ПДД (п. 9.9) сказано, что движение велосипедистов по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено. И с 1 сентября даже увеличен штраф за нарушение велосипедистами правил дорожного движения до 800 рублей. Однако эта норма является одной из «мертвых». То есть ее не применяют, и штрафы велосипедистам за катание по тротуарам никто не выписывает. Как всегда, суровость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения.

Наши велодорожки

Как велосипедист, проезжающий за сезон в среднем 500 километров, могу сказать, что эксперименты с велодорожками у нас пока проходят успешнее, чем с тактильной плиткой для слепых, о которой я писал в одном из последних номеров «Д». Если на улице Кирова, где сейчас еще ведутся работы, догадаются тактильную плитку отодвинуть от велодорожки, а саму велодорожку покрасят в красный цвет, то это будет почти идеальный вариант. Есть опасения только в том, что девушки на высоких шпильках захотят идти по асфальту, а не по пешеходной брусчатке, но, думаю, увернувшись от пары велосипедистов, они передумают.

В остальных же местах, где велосипедная дорожка отделена от тротуара только желтой линией, нужно признать провал эксперимента. Если потом нам скажут, что это и есть те 40 километров велодорожек, то в ответ можно будет только рассмеяться.

Желтой линии недостаточно, хотя ее тоже нужно оставить для слабовидящих людей, но саму дорожку необходимо покрасить в агрессивный красный цвет. Надо отметить, что на некоторых участках в центре города, например, у Филармонии, где укладывали плитку, по краям оставляли красные полосы. Можно предположить, что это тоже должны были быть велосипедные дорожки, но так как кроме цвета они никак не обозначены, по назначению ими никто никогда не пользовался.

Мы уже наблюдали, как у городской администрации меняют одну плитку на другую без всяких, казалось бы, на то причин. Возможно, вскоре мы увидим, как перекладывают совершенно новую тактильную плитку, перекладывают велосипедные дорожки. Если это будут делать, то, естественно, за наш счет и под отчаянные стоны, что у города нет денег ни на что. Даже на то, чтобы семь раз отмерить и один раз отрезать.