Пакет документов к открытому конкурсу ОАО «НПО «Ижмаш» на право заключения контракта по предоставлению услуг аренды рабочего персонала размещен в открытом доступе в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, предусматривающим такую процедуру для госкомпаний. Согласно условиям открытого конкурса, максимальная цена контракта составит 33 млн рублей. Он будет заключен на срок до 31 августа 2014 года.

«Ижмашу» требуются рабочие нескольких категорий: станочники широкого профиля, шлифовщики, слесари, операторы станков с ПУ, кузнецы-штамповщики, по большинству специальностей – высших разрядов квалификации (4-6-й). Для каждого из наименований работ в техническом задании открытого конкурса указан почасовой тариф, исходя из которого агентству-арендодателю персонала будет рассчитываться оплата.

В сентябре 2013 года таким способом «Ижмаш» планирует привлечь 20 рабочих. В дальнейшем их численность будет увеличиваться на 10 человек ежемесячно до 50 работников к декабрю - как следует из документации, в таком составе группа продолжит работать в оставшиеся восемь месяцев до окончания действия договора. Тариф почасовой оплаты услуг предоставления работников сильно разнится в зависимости от их специальности - от 220 руб./час по механообработке 2-3 разрядов до 373 руб./час по специализированной механообработке «изделия 9-А-4710К». При этом численность требуемого персонала с разбивкой по этим категориям в документации открытого аукциона не приводится – очевидно, что эти детали будут оговорены в письмах-заявках НПО «Ижмаш» после заключения контракта.

Тем не менее можно сосчитать, что при таком уровне почасовой оплаты стоимость нормального рабочего месяца (без переработок и без простоя согласно Трудовому кодексу – 40 часов в неделю) составит для «Ижмаша» от 40 до 67 тыс. рублей в месяц за одного работника. Согласно условиям контракта, деньги будут выплачиваться не самим рабочим, а компании-арендодателю персонала, которая должна будет в свою очередь провести расчеты с работниками самостоятельно. Таким образом, в эту сумму (40-67 тыс. рублей) входит не только зарплата рабочих, но и все возможные издержки кадрового агентства, а также и его прибыль. Сколько будут получать на руки арендованные работники, из документации ижевского завода неизвестно. «Ижмаш» не планирует вступать с ними в трудовые отношения, покупая рабочую силу «под ключ».

Такая схема привлечения работников на отдельных производственных участках (численностью порядка нескольких десятков человек) используется на ОАО «НПО «Ижмаш» не впервые. В январе 2013 года стало известно о наборе на «Ижмаш» иногородних «вахтовиков», который объявило частное кадровое агентство из Набережных Челнов, пообещав соискателям, кроме оплаты проезда и проживания, «гарантированный уровень оплаты труда в 30-40 тыс. рублей в месяц».

Сопредседатель независимого профсоюза «Ижмаш» Андрей Некрасов в связи с этим раскритиковал работавшую тогда директором по персоналу ОАО «НПО «Ижмаш» Екатерину Сугаренко, указывая на то, что средняя зарплата на предприятии, которую получают рабочие из Ижевска, по крайней мере, вдвое ниже. С тех пор Сугаренко на этой должности сменила Галина Федорченко, однако практика «аутстаффинга», как называли ее официальные лица «Ижмаша», осталась без изменений.

В том числе пропорционально сохраняется и разрыв в оплате труда между арендованными и штатными рабочими. Согласно перечню «горящих вакансий», размещенному на официальном сайте «Ижмаша», работникам, вновь принятым в штат, предлагается зарплата в размере от 12 до 25 тыс. в месяц, что в 2-3 раза ниже сумм, которые готово платить предприятие за услуги агентства, сдающего персонал в аренду (нормативно-ориентировочно 40-67 тыс. рублей в месяц). Считается, что необходимость двойной переплаты связана с кадровым голодом ОАО «НПО «Ижмаш» на участках, требующих высококвалифицированных рабочих, – люди не идут трудиться на оборонный завод, несмотря на тесное сотрудничество «Ижмаша» со службой занятости населения.

Кто-то скажет, что в такой ситуации необходимо увеличить зарплату и улучшить условия труда, повысив привлекательность вакансий. Однако руководство оборонного предприятия так не считает и предпочитает тратить по нескольку миллионов рублей в год на обеспечение прибыли сторонних кадровиков-посредников – теперь уже на постоянной, круглогодичной основе.