И всё это происходит на фоне планомерного повышения штрафов за нарушение ПДД. Государство говорит о том, что это мера по повышению безопасности. В Европе ведь тоже высокие штрафы. К тому же никто за педаль не дергает на красный свет ехать. Но, с другой стороны, дороги-то у нас как в Африке, а штрафы скоро будут как в Европе. Где логика? А логика в том, что у России свой путь.

«Мы не люди, а карманы»

В США на машинах дорожной полиции часто пишут лозунги. В Нью-Йорке, например, можно встретить надпись «Любезность, профессионализм, уважение», в штате Колорадо на борту машин DMV (Department of Motor Vehicles – Департамент транспортных средств) можно прочитать лозунг «Заботиться и защищать» или Dedicated to serve («Предназначенный для служения»).

Наши ГИБДДшники, между прочим, тоже полицейские, и им, наверное, также полагается какой-то лозунг. Но так как чиновники шаг за шагом превращают ГИБДД в монстрообразную машину по выбиванию денег из автомобилистов, то лозунги напрашиваются какие-то нехорошие.

В чем суть проблемы? Автомобилистам нужны качественные дороги, на которых нет необходимости создавать дополнительные ряды, не обозначенные разметкой. Автомобилистам нужно достаточное количество стояночных мест, чтобы не было необходимости ставить машину на газоне или еще где-то. Автомобилистам нужны жесткие и быстрые сотрудники ГИБДД, которые знают, что делать с гоночными мотоциклами на дороге, и которых не нужно ждать полдня на месте ДТП. Автомобилистам нужны прозрачные финансовые схемы, касающиеся ремонта дорог. Нужны чиновники, которые знают, что капитальный ремонт дороги - это не замена верхнего слоя асфальта, а полная перекладка всех слоев. Это все примеры, но мысль одна: нужно качество. Жесткие законы тоже нужны, но целью должна быть «профилактика нарушений», а не сбор средств в казну, как сегодня.

Ураганы денег

170 миллионов рублей - на такую сумму доблестные работники ГИБДД Удмуртии выписали штрафов с начала года.
46 миллионов из них с помощью видеокамер «Автоураган» и радаров «Арена». При этом видеокамеры установлены только на семи перекрёстках. И только за две недели они регистрируют 30 тысяч нарушений. То есть в год это порядка 720 тысяч правонарушений. Даже если посчитать, что средняя стоимость штрафа будет порядка 600 рублей, то в год это 432 миллиона рублей. Каждый перекрёсток становится настоящей золотоносной жилой. К концу года видеокамеры будут установлены еще на шести или, по другим данным, на пятнадцати перекрёстках. Значит, цифра удвоится или утроится. А затраты на оборудование семи перекрёстков, по словам начальника ГИБДД по УР Альберта Галимова, составили всего 46 млн рублей. Кроме того, не стоит забывать, что в Удмуртии используется уже свыше 26 комплексов «Арена». Суммы вырисовываются просто космические. И срок окупаемости каждого «Урагана» всего три месяца. Отличный бизнес.

Хотя это, конечно, не бизнес. На пресс-конференциях ГИБДДшникам приходится это старательно подчеркивать. Последний раз Галимов заявил: «Существующие комплексы проявили себя с положительной стороны. Я имею в виду именно профилактическую составляющую». Хотя как можно говорить о профилактической составляющей, если камеры работают всего несколько месяцев и полноценной статистики, естественно, нет.

Если же «усовершенствовать» эту технику, то штрафы потекут рекой, а точнее, полетят ураганом. Так, например, сейчас камеры не фиксируют такие нарушения, как выезд на перекрёсток, за которым образовался затор, или непредоставление преимущества пешеходу на пешеходном переходе. Может быть, после усовершенствований «Автоураганы» смогут фиксировать и эти нарушения. Уже сейчас говорят о том, что в ближайшем будущем, возможно, начнет фиксироваться и такое нарушение, как организация дополнительных полос, благодаря чему сегодня значительно разгружается проезжая часть.

Чудо-приборы станут еще эффективнее, когда 1 сентября вступят в силу новые поправки к ПДД.

По городу 80 км/ч

C 1 сентября отменяется наказание за превышение скорости на 10-20 км/ч. Это довольно странное решение, так как оно в отличие от всех остальных мер не ужесточает, а смягчает меры безопасности.

Ситуация со скоростным режимом складывается непонятная. По правилам вы должны ехать 60 км/ч, но если скорость будет 80 км/ч, то никто вас не накажет за это.

А учитывая, что спидометры в машинах занижают скорость и водители знают об этом, то стоит ожидать, что многие будут разгоняться до девяноста.

Для ГИБДДшников это будет своеобразный тест на честность. Ведь оштрафовать они не могут, но кто мешает им останавливать «лихачей» и безо всяких штрафов читать им занудные «профилактические» лекции о безопасности дорожного движения. Ведь профилактика, как считает г-н Галимов, важнее, чем зарабатывание денег для бюджета.

Лихачами же и «беспредельщиками» теперь будут считать тех, кто умудрится разогнать свое «ведро» километров до 120-140 в час. Если же вы будете ехать больше 140 км/ч, то вас ждет штраф в 5000 рублей за превышение скорости более чем на 80 км/ч. Но очевидно, что те водители, чьи машины можно разгонять в городе до 150-160 км/ч, могут позволить себе заплатить 5000 рублей. Хотя за повторное нарушение этого пункта прав уже лишат на один год.

Если же вы не пилот гоночного болида, но любите ехать с ветерком, то за 81-100 км/ч вас оштрафуют на 500 рублей, а за 101-120 км/ч вы заплатите от 1000 до 1500 рублей, а при повторном нарушении 2000-2500 рублей.

Решение об отмене штрафа за превышение скорости на 10-20 км/ч странным кажется только с первого взгляда. Ведь штраф был всего 100 рублей. Обработка фотографии с «Автоурагана», отправка заказного «письма счастья» - всё это сводило прибыль бюджета к нулю, не говоря уже о тех случаях, когда свое рабочее время на «гонщика» тратит поджидавший его в кустах сотрудник ГИБДД.

«Автоураганы» станут автомобильным бедствием?

Новые нормы, вступающие в силу 1 сентября, предусматривают лишение прав на срок 4-6 месяцев или штраф 5000 рублей за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора. И тут следует напомнить, что «запрещающим» считается не только красный, но и желтый сигнал светофора, а также их сочетание. То есть с 1 сентября, если вы пересечете стоп-линию на желтый свет (как делало раньше большинство водителей), то останетесь должны государству круглую сумму. «Автоураган» признает вас нарушителем, если вы хотя бы на 50 сантиметров заедете госномером за стоп-линию. Правда, прав вас лишить не смогут, так как для этого по закону необходимо личное присутствие инспектора. В противном случае, учитывая сказочную эффективность «Автоураганов», ряды автомобилистов сократились бы в разы.

При этом в первый раз за «проезд на запрещающий сигнал светофора» с водителя возьмут только 1000 рублей.

Какие суммы принесут муниципальным бюджетам новые нормы, можно только гадать, но уже сейчас понятно, что штрафы станут серьезной статьей дохода.

Назад к дырочкам, или Правила для бедных

ПДД в последнее время очень активно меняются. И Россия в этой сфере выбрала свой путь, очень непохожий на путь Европы. Это касается и повышения (а не понижения) максимально допустимых скоростей, и многих других аспектов. Но главное - это деление водителей на бедных и богатых.

Во многих странах Европы действует уже забытая нами балльная система. В советские времена ее аналогом была система «трёх дырочек», которые ГАИшники могли поставить за грубые нарушения ПДД. Четвёртую дырочку уже не ставили, а отбирали права на год.

В Германии, например, балльная система сохранена. После набора 18 баллов (за каждое нарушение дается определенное количество) права отбирают навсегда. Чтобы их вернуть, нарушителю придется сдать тест «на дурака», перед которым вы обязаны прослушать 40 лекций психолога. Всё удовольствие за ваш счет. Одно занятие - 100 евро (полный курс – 160 тысяч рублей). Вероятность сдать тест после прохождения курса занятий 50%. Таким образом, балльная система уравнивает бедных и богатых, ставя перед всеми жесткий барьер в виде количества баллов. В России же ПДД – это закон для бедных. Если для вас пара тысяч рублей – это мелочь, то можно нарушать и бесконечно платить штрафы.

Полезные ссылки:

1. Изменения http://www.rg.ru/2013/07/25/alkotester-site-dok.html
2. Поправки 
http://www.rg.ru/2013/07/25/alkotester-site-dok.html


Изменения КоАП с 1 сентября 2013 года

(с полной таблицей можно ознакомиться, скачавдокумент с сайта «Российской газеты» по адресуhttp://img.rg.ru/pril/article/81/92/62/Osnovnye_izmeneniia.doc)