Поначалу мы вызывали подозрения и опасения у полицейских, они подъезжали, выясняли, по каким причинам «массовое скопление народа». Теперь такое случается редко, разве что новички в структуре подойдут и поинтересуются. В целом полиция знает, что каждый первый четверг месяца у «мэрии» встречаются законопослушные, небуйные члены авторадиоклуба «Искра», - рассказывает участник клуба с позывным Дюша. – Больше часа мы тут обычно не задерживаемсяПлощадка перед ижевской горадминистрацией – традиционное место ежемесячных собраний клуба, которому исполняется 4,5 года. В этот раз многолюдной компании немного досаждали экскаваторы, выполнявшие заказ по перепрофилированию газонов в клумбы для скорой посадки 600 кустов смородины, но это не помешало обсуждению вопросов повестки. Среди них: организационные моменты поездки на встречу с автолюбителями в Самару, знакомство с новичками, каналы поставки атрибутики клуба (наклейки, дисконтные карты, брелоки, флаги, футболки, кепки, прочая сувенирная продукция), разбор полётов и чествование именинников.
«Поначалу мы вызывали подозрения и опасения у полицейских, они подъезжали, выясняли, по каким причинам «массовое скопление народа». Теперь такое случается редко, разве что новички в структуре подойдут и поинтересуются. В целом полиция знает, что каждый первый четверг месяца у «мэрии» встречаются законопослушные, небуйные члены авторадиоклуба «Искра», - рассказывает участник клуба с позывным Дюша. – Больше часа мы тут обычно не задерживаемся».
Площадка, некогда объединившая членов «Искры», - Ижевский автофорум. Но сегодняшние участники клуба скорее увлеченные любители передвижных автомобильных Си-Би-радиостанций, нежели люди, интересующиеся автомобилями, хотя без них, конечно, тоже никак. На форуме «Искры» в качестве участников клуба зарегистрировано более 1000 человек. В основном это мужчины средних лет, но встречаются и девушки, приобщенные к теме благодаря своим мужчинам. Среди членов авторадиоклуба чаще остальных встретишь таксистов, дальнобойщиков, бывших военнослужащих, директоров фирм, однако представители других профессий в сообществе тоже представлены.
Авторадиоклуб Ижевска не участвует в мероприятиях политического, околополитического или протестного характера, - рассказывает член АРК «Искра» Санчо. – Не ввязывается в коммерческие предприятия. Почему? Мы не хотим терять своей независимости, быть управляемыми извне, быть кому-то чем-то обязанными. Причем мы ничего не имеем против, если отдельные наши члены выступят на публичном мероприятии против роста цен на бензин, роста транспортного налога или за хорошие дорогиАвторадиолюбители общаются между собой посредством радиостанций диапазона Си-Би - безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи. В автомобиле технически Си-Би-радиостанция представлена портативной рацией под водительским сиденьем, тангентой, дисплеем и антенной-удочкой, впрочем, это комплект-минимум.
Эмблему - летучую мышь - Ижевский авторадиоклуб позаимствовал у Международной конфедерации служб спасения.
«Дизайн нынешней эмблемы клуба еще в 2009 году разработала девушка с позывным Тётя Ася. Символ «летучая мышь» характеризует главные принципы клуба, которыми должен руководствоваться каждый участник. Это взаимовыручка, отзывчивость, сочувствие, решимость, сердоболие», - рассказывают участники «Искры».
Предложенное название «Искра» для клуба авторадиолюбителей одобрили голосованием на рабочей встрече в 2010 году. С тех пор все решения принимаются голосованием, правда, теперь чаще голосуют на форумах, нежели при встречах. Примерно в том же году возникло кредо клуба «Вне политики, вне коммерции».
«Авторадиоклуб Ижевска не участвует в мероприятиях политического, околополитического или протестного характера, - рассказывает член АРК «Искра» Санчо. – Не ввязывается в коммерческие предприятия. Почему? Мы не хотим терять своей независимости, быть управляемыми извне, быть кому-то чем-то обязанными. Причем мы ничего не имеем против, если отдельные наши члены выступят на публичном мероприятии против роста цен на бензин, роста транспортного налога или за хорошие дороги. Но использовать для этого наше движение, имя клуба, его символику непозволительно. Пожалуй, эти два правила самые жесткие в нашем клубе. Есть еще один пункт правила, к выполнению которого мы стремимся, - искоренить из эфира нецензурную брань».
Амплуа члена клуба формируется, прежде всего, в эфире. У каждого участника есть свой позывной. Его наклеивают на автомобиль вместе с эмблемой. Часто участники клуба, узнавая себя в лицо, не вспомнят друг друга по имени. Даже на встрече в этот четверг члены клуба ходили с бейджиками: Вирус, Тьма, Мороз, Ёжик, Соловей, Медведь, Панда, Лось, Тритон, Черепаха, Аллигатор, Кот, Химик, Кореец, Борода, Гречка, Мельник… Кого только не встретишь на дорогах Ижевска…
Среди пользователей Си-Би-диапазона не принято сообщать в эфире свои фамилии, телефоны и адреса. В крайнем случае можно обменяться адресом клубного почтового ящика. Прародитель современного си-би-шника – дальнобойщик. Не сообщать свои персональные данные, местонахождение требовали нормы безопасности, а придумать себе краткое и четкое позывное необходимо было для удобства общения по радиосвязи. Со времен первых дальнобойщиков, прибегающих к помощи рации, правило конфиденциальности и краткости закрепилось за пользователями Си-би-радиостанций, а позже прижилось и среди любителей.
Общение по гражданской авторадиосвязи для большинства членов клуба больше хобби, развлечение, страсть, поэтому правила хорошего тона в эфире очень ценятся. Мало кому приятно общаться со скучным, ноющим собеседником, еще хуже – прийти к выводу, что ты сам таковым являешься, раз за разом сталкиваясь со сбеганием собеседника из эфира.
Си-би-общение не исключает, однако, практической пользы: получение оперативной информации о пробках, ремонтных работах, объездах, постах ГИБДД на дорогах, помощь при выборе оптимального маршрута, скорая помощь при авариях и неполадках в пути.
На форумах Авторадиоклуба есть ветка «Благодарительная». Она самая «горячая» по посещаемости и активности. Благодарят друг друга «клубни», как они сами себя называют, кстати, не только за вытягивание на тросе поздней ночью из леса, одалживание бензина, консультации по ДТП и оформлению страховки, установку антенны, но и за обычные повседневные вещи, за «две доски для скворечника» и «хорошее виски», например.
За время существования у «Искры» кроме правил появился и совместный опыт решения правовых споров на дороге. Там разбирают случаи ДТП, в которые попали участники клуба, обсуждают новые законы и нововведения, касающиеся дорожных тем, транспорта и связи, проблемы со страховкой, техосмотром, отношения с сотрудниками ГИБДД. Раздают советы – дружеские застольные и правовые. Часто клуб принимает участие в благотворительности. Клич о необходимости собрать средства на операцию ребёнку, доставить вещи в детский дом, отвезти-привезти ветерана не остаётся без ответа.
Была попытка авторадиолюбителей наладить сотрудничество с дорожными полицейскими и спасателями. На своей базе «Искра» предлагала создать народную дружину «Дорожный патруль», которая бы по доброй воле в качестве волонтёров могла сообщать ГИБДД о фактах нарушения ПДД, неадекватных, нетрезвых и подозрительных водителях за рулём, контрабанде и всяческих иных нарушениях и проблемах на дорогах. Чтобы уметь профессионально оказать первую медицинскую помощь попавшим в ДТП до прибытия скорой и МЧС, члены клуба «Искра» прошли курс обучения в Республиканском центре экстренной медицинской помощи. Между тем, по словам активистов, официальные ведомства прохладно отнеслись к самодеятельной инициативе авторадиолюбителей. Партнёрства не получилось.
Ижевская «Искра» сотрудничает с Союзом автомобилистов России и с ФГУП «Главный радиочастотный центр», а также с одной из медиагрупп города, которая выделила членам клуба час эфирного времени в неделю. Клуб поддерживает связь с авторадиолюбителями из других городов России. Регулярно члены клуба выезжают на встречи в Пермь, Уфу, Самару, Екатеринбург, Воткинск, Сарапул, принимают в Ижевске иногородних соратников.
За почти пять лет существования клуба разрослись дружеские узы. Соклубники часто празднуют вместе красные и некрасные дни календаря, ходят в боулинг, в клуб, на матчи, в бани и сауны, аквапарки, совместно охотятся, рыбачат, собираются на пикниках, занимаются спортом и путешествуют.
«Безусловно, вокруг нас множество проблем: разбитые дороги, высокие цены на бензин, хамство «Магнита», высокая смертность в ДТП. Но этими проблемами должны заниматься чиновники и правоохранители. Мы можем предложить им свою помощь. В остальном мы обычный клуб по интересам. Мы не претендуем стать общественным движением, - поясняют участники «Искры». - Мы дорожим нашим братством, дружбой, атмосферой клуба».